Молодые ученые Института психологии и образования Казанского федерального университета провели исследование отношения марийцев и карелов к современной системе образования в их республиках.
В научном журнале первого квартиля Compare: A Journal of Comparative and International Education («Журнал сравнительного и международного образования») опубликована статья Indigenous education in Russia: opportunities for healing and revival of the Mari and Karelian Indigenous groups? / «Образование коренных народов в России: возможности для исцеления и возрождения коренных народов мари и карел?».
Авторами стали научные сотрудники Центра педагогических исследований Института психологии и образования КФУ Елена Семенова, Юлия Нестерова, а также сотрудник факультета педагогического образования Университета Ювяскюля (Финляндия) Дарья Ханолайнен.
В своем исследовании они изучили отношение представителей двух групп коренных народов к доступному в их республиках образованию с точки зрения необходимости культурного возрождения и исправления совершенных ошибок.
«В истории России были периоды, когда многие культурные, религиозные и этнические группы переживали волны ассимиляционистской политики. Ассимиляция в российском обществе, вызванная формальным обучением, образом повседневной жизнью и риторикой СМИ, привела к разрушению образа жизни, культуры, самобытности и языков коренных народов», - пояснила Е.Семенова.
В поле зрения исследователей находились марийцы и карелы. По определению, эти группы не имеют юридического права называться коренными народами в России из-за их сравнительно большой численности населения, но они поддерживают традиционный образ жизни, населяют отдаленные районы и идентифицируют себя как отдельные автохтонные этнические, культурные и языковые группы, стремящиеся сохранить свою самобытность и традиционные территории.
Исследование проводилось в форме опроса через соцсети: десять карелов приняли участие в глубинных полуструктурированных интервью. В отличие от них, марийцы на предложение принять участие в опросе проявили чувство оскорбленной гордости за то, что их назвали «нацией меньшинства», поскольку они населяют свои традиционные земли, и лишь узнав, что один из исследователей тоже мариец, согласились участвовать.
После обработки полученной информации команда молодых исследователей из Казанского университета обнаружила, что группы коренных народов по всему миру сталкиваются со схожими последствиями колониализма и его наследия в системе образования.
Так, несмотря на то, что у марийцев, в отличие от карельского народа, были возможности для получения знаний о своей культуре, истории, традициях и передачи языка, у той и другой группы знания о своих исторических корнях весьма фрагментарны.
Исследователи напомнили, что в 1960-х годах преподавание марийского языка было запрещено. В 1992 году он был официально признан государственным языком Республики Марий Эл наравне с русским. Но и сегодня использование языка ограничено повседневным социальным взаимодействием, к тому же явно сократилось количество учащихся, имеющих возможность изучать марийский язык в школах. Карелам, составляющие всего 7,4% населения республики (по сравнению с 82,2% этнических русских в Карелии), необходимо ассимилироваться с основной русской культурой и общественной жизнью в республике, к тому же карельский язык является языком титульной нации, но он не признан вторым официальным языком в Республике Карелия.
Исследование показало, что сегодня в силу того, что федеральное правительство России ввело ряд образовательных программ в республиках, населенных коренными народами, значительно увеличилось количество интересующихся культурой и языком своего народа. Опрошенные надеются на включение фактов об истории коренных народов в школьную программу для поощрения и поддержки обучения детей. Однако в системе образования изменения идут очень медленно и вызывают пессимизм в отношении будущего изучения коренных народов.
Эти выводы имеют важное значение для существующей системы образования в России.
«Для устойчивого развития коренных народов и их культур важно помогать им, чтобы они считали свою нацию чем-то, чем можно гордиться, а язык и культуру своего народа - важными и ценными. Преодоление пережитков колониального наследия не только на высшем уровне, но и в семье принесет изменения, необходимые для построения справедливой системы образования. Для коренных народов это будет способствовать их внутренней мотивации к укреплению уверенности и достоинства. Если в школе будут созданы инклюзивный климат и соответствующая учебная программа, то учащиеся будут чувствовать равенство и одновременно принадлежность к своему народу», - резюмировали ученые.