В число пяти новых международных исследовательских сетей (IRN) Всемирной ассоциации исследований в области образования WERA вошел проект ученых Института психологии и образования Казанского федерального университета.
Поддержку получил проект «Глобализация и педагогическое образование в странах БРИКС: позиционирование исследований и практики, содействие интеграции университетско-школьных систем». Возглавляют его профессор Казанского университета Роза Валеева, почетный профессор Оксфордского университета, вице-президент Британской ассоциации педагогических исследований Иэн Ментер и профессор из Федерального университета Триангуло Минейро (Бразилия) Марта Прата-Линьярес.
«Впервые была поддержана российская инициатива, заявленная от имени Казанского университета. До этого мы участвовали только в проектах, которые заявляли наши зарубежные коллеги», – пояснила Р.Валеева.
Процессы глобализации, международной интеграции оказывают сильное влияние на систему педагогического образования в разных странах мира. В процесс педагогического образования вовлекаются новые агенты, увеличивается его универсализация, трансформируется содержание педагогического образования, появляются новые образовательные технологии, создаются инновационные системы оценивания и аккредитации будущих учителей, осуществляется трансформация классической модели дидактики в цифровую дидактику.
Вышеперечисленные тенденции являются вызовами системе педагогического образования в разных странах, в том числе в странах БРИКС, поскольку требуют новых алгоритмов действий, усложняют коммуникативные процессы и остро актуализируют вопрос повышения компетентностного потенциала всех участников.
Предлагаемый учеными КФУ WERA-IRN предназначен для выявления процессов, происходящих в странах БРИКС в отношении позиционирования исследований и практики, а также интеграции между высшими учебными заведениями и базовыми школами.
«Мы хотим провести историко-педагогический анализ формирования международных систем практико-ориентированной подготовки учителей с целью выявления передовых аутентичных моделей организации педагогического образования в условиях глобализации. В планах – типологизировать эффективные модели практической подготовки учителей в странах-партнерах с определением уровня сопряжения образовательной политики, теории, практики и исследований в анализируемых системах, а также научно обосновать адаптивный образовательный потенциал международных систем практической подготовки учителей в условиях глобализации образования», – пояснила профессор КФУ.
Ожидается, что IRN от КФУ будет выпускать содержательные отчеты, которые объединят знания во всем мире и изложат перспективные направления исследований.
Для справки.
WERA объединяет глобальные группы исследователей посредством виртуального общения и других каналов для сотрудничества в конкретных областях, имеющих международное значение. Цель ассоциации – синтезировать знания, изучить состояние исследований и стимулировать сотрудничество или иным образом определить перспективные направления в областях исследований, имеющих мировое значение.