Лауреатами Нобелевской премии по медицине и физиологии в 2025 году стали американские ученые Мэри Брунков и Фред Рамсделл, а также японский ученый Симон Сакагучи. Премия присуждена за «открытия, касающиеся периферической иммунной толерантности», которая не дает иммунной системе наносить вред организму.
Как сообщила пресс-службе Казанского федерального университета заведующая кафедрой биохимии, биотехнологии и фармакологии Института фундаментальной медицины и биологии Рамзия Киямова, лауреаты открыли регуляторные Т-клетки, установили их роль в регуляции функционирования иммунной системы, а также заложили основу для раскрытия механизмов развития аутоиммунных заболеваний.
«Регуляторные Т-клетки, открытые Симоном Сакагучи, подавляют чрезмерную активность цитотоксических лимфоцитов и других клеток иммунной системы, направленную против собственных клеток организма, предотвращая тем самым их повреждение и развитие аутоиммунных патологий и поддерживая толерантность иммунной системы к собственным антигенам, – пояснила Киямова. – Т-регуляторные клетки также подавляют развитие патологических воспалительных реакций при инфекционных заболеваниях, а нарушение их активности может привести к так называемому "цитокиновому шторму", при котором происходит неконтролируемое высвобождение провоспалительных цитокинов и химических медиаторов, вызывающих значительные повреждения тканей с высоким риском летального исхода».
Важную роль в развитии и функционировании регуляторных Т-клеток играет транскрипционный фактор FOXP3, который регулирует экспрессию генов, ответственных за дифференцировку и специализацию Т-клеток и других факторов, участвующих в подавлении иммунного ответа.
«Эти открытия были сделаны под руководством Мэри Брунков и Фреда Рамсделла, которые показали, что мутации в гене FOXP3 приводят к дефициту регуляторных Т-клеток и развитию тяжелых аутоиммунных заболеваний», – добавила она.
Открытия ученых в значительной мере повлияли на исследования и разработку новых подходов к терапии таких заболеваний, как диабет 1-го типа, рассеянный склероз и онкологические заболевания.
Руководитель НИЛ «Биомедицинские технологии» и НИЛ «Индустриальная биофармацевтика» Эмиль Булатов считает, что нобелевская формулировка про периферическую толерантность – это про «тормоза» иммунной системы, которые не дают ей повредить собственные ткани.
«В КФУ мы работаем ровно с этой логикой: используем регуляторные Т-клетки (Treg) не только как клетки-лекарство, но и как источник безопасных "бесклеточных" иммуномодуляторов. В недавней работе показали, что искусственные везикулы, полученные из донорских Treg и индуцированные ультразвуком, переносят ключевые иммуносупрессорные белки (включая PD-1 и Tim-3), а в ко-культурах с иммунными клетками здоровых доноров и пациентов с рассеянным склерозом снижают маркеры активации и уровень провоспалительного цитокина IFN-γ», – сообщил Булатов.
Технологически это масштабируемый и менее иммуногенный подход: ученые дополнительно уменьшали иммуногенность Treg за счет нокдауна гена B2M, после чего получали везикулы с более высоким выходом и сохранением иммунорегуляторных свойств.
«По сути, мы пытаемся превратить фундаментальные принципы, отмеченные Нобелевской премией, в прикладную терапию для лечения аутоиммунных состояний», – резюмировал он.
Исследование выполнено при поддержке РНФ (проект № 23-24-00224) и программы «Приоритет-2030»; результаты опубликованы в журнале BioImpacts.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.