Научный коллектив под руководством доцента Института экологии и природопользования Казанского федерального университета, 33-летнего кандидата географических наук Айдара Шарифуллина выиграл грант Российского научного фонда на реализацию проекта «Оценка деятельности бобра как регулятора стока воды, наносов и загрязняющих веществ малых рек востока Европейской территории России». Работа рассчитана на три года, финансирование на весь срок исследования составит около 15 млн рублей.
Ранее сообщалось, что Российский научный фонд в этом году поддержит 26 исследований ученых Казанского университета. Эти проекты стали победителями конкурса на получение грантов по мероприятиям «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» и «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых», а также конкурса продления проектов молодежных групп 2019 года Президентской программы исследовательских проектов. Проект Айдара Шарифуллина вошел в число победителей конкурса «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых».
Как рассказал Центру медиакоммуникаций КФУ Айдар Шарифуллин, работа рассчитана на три года – до 2025 года включительно.
«Российский научный фонд поддержал все наши планируемые расходы на исследования влияния бобровой деятельности на малые реки, которые, прежде всего, включают мониторинговые наблюдения за указанными реками в пределах Республики Татарстан. Кроме того, запланированы экспедиции в Кировскую, Саратовскую, Самарскую области, Республику Башкортостан. Также планируются расходы на лабораторные исследования, в ходе которых будет оцениваться содержание тяжелых металлов, фосфора, азота, углерода и радиоактивных элементов в донных отложениях, воде и взвешенных наносах», – сообщил руководитель проекта.
В проекте задействованы 8 сотрудников Казанского университета из Института экологии и природопользования, Института геологии и нефтегазовых технологий, Института физики и других организаций. Это специалисты в области гидрологии и геоморфологии, оптической лазерной спектроскопии, геодезии.
По словам Шарифуллина, основная цель проекта – оценка влияния бобров на изменчивость стока воды, наносов и связанных с ними загрязняющих веществ, а также трансформация пойменного комплекса малых рек Европейской части России.
«Почему были выбраны бобры? После практически векового отсутствия бобров на наших реках в результате реинтродукции в последние десятилетия они вновь появились и значительно увеличивают свою численность. А вместе с увеличением численности появилось довольно большое количество бобровых прудов на малых реках. А это, без сомнения, приводит к уменьшению эрозионных процессов в русле малых рек, аккумуляции наносов и загрязняющих веществ, изменению гидрохимического режима водотоков, преобразованию пойменных ландшафтов и т.д. Также отмечены случаи, когда происходит подтопление ближайших населенных пунктов и объектов инфраструктуры», – отметил молодой ученый КФУ.
Шарифуллин уточнил, что, по данным Министерства экологии и природных ресурсов РТ, на 2020 год численность бобров в Татарстане увеличилась до 15 тысяч голов, хотя еще в середине прошлого века поголовье сократилось практически до нуля. В середине XX века была запущены программа реинтродукции бобров (то есть животных завозили из других заповедников). В результате сейчас бобры встречаются во всех без исключения районах республики.
Как сообщил доцент Казанского университета, влияние бобровой деятельности в проекте будет оцениваться с помощью разных методов и подходов. Прежде всего в полевых условиях будет производиться съемка долины малых рек, русла и поймы с помощью геодезического оборудования. Кроме того, запланированы гидрологические работы, будет определяться расход воды, проводиться анализ аккумуляции наносов в днище прудов. Помимо этого, будут отобраны образцы для последующего их анализа в лабораторных условиях на содержание разнообразных загрязняющих веществ, прежде всего тяжелых металлов, радиоактивных элементов.
«Конечная цель проекта – выявление ландшафтных особенностей распространения бобровых плотин, их роли в регулировании стока воды, наносов малых рек и общей трансформации пойменно-русловых комплексов. Влияние бобровой деятельности может быть не только отрицательным, но и положительным. По результатам исследования за три года мы выясним, где и как бобры своей деятельностью оказали положительное влияние, а где – отрицательное, сделаем соответствующие выводы с опубликованием результатов в отечественных и зарубежных научных изданиях», – резюмировал Шарифуллин.