Всемирная ассоциация исследований в области образования (WERA) и Sociedad Espanola de Pedagogía (SEP) совместно с Universidad de Santiago de Compostela и Red Transdisciplinar de Investigación Educativa (RETINDE) провели координационную встречу WERA 2021 Virtual Focal Meeting.
Мероприятие прошло в онлайн-формате. Для обсуждения была выбрана тема «Сетевое образование: различные реальности, общие горизонты».
В конференции приняли участие ученые из 18 стран: Германии, Японии, Китая, Швеции, США, Швейцарии и других.
Россию представили ученые Казанского федерального университета: ректор Ильшат Гафуров, директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин, замдиректора по международной деятельности ИПО Татьяна Баклашова, завкафедрой педагогики ИПО Роза Валеева.
Они представили результаты ряда сравнительных, межкультурных, международных исследований.
В частности на симпозиуме «Глобальное видение педагогического образования» А.Калимуллин и почетный профессор Оксфордского университета Иэн Ментер представили доклад, подготовленный совместно с ректором И.Гафуровым, «Институционные изменения в педагогическом образовании в XXI веке в России и Англии».
Выбор темы не случаен. Именно с компаративного исследования педагогического образования (модель, политика, методы и результаты исследований) в странах Великобритании, России, США, Ирландии, Австралии, Израиля, Японии, Южной Кореи начался путь ученых Казанского университета в международные транскультурные научно-исследовательские проекты в области педагогического образования.
Докладчики осветили изменения, произошедшие в системе педагогического образования в России и Англии за 40 лет. Выступление опиралось на результаты совместного лонгитюдного исследования ученых Казанского и Оксфордского университетов, которое впервые было опубликовано в 2017 году.
«Управление педагогическим образованием в России, по-видимому, осуществляется с большей осторожностью и осмотрительностью, чем в Англии. В России отмечается значительное количество финансируемых инициатив, выдвинутых для испытания новых подходов и методов. А в Англии происходит то, что приводит к сбивающей с толку и, как некоторые сказали бы, беспорядочной схеме, – уточнил Айдар Калимуллин. – В обоих случаях правительство проявляет большой интерес к педагогическому образованию».
Отметили выступающие и важность университетов в педагогическом образовании:
«Участие в исследовательской деятельности меняет концептуальное представление педагогического образования, выводя его за рамки понятия технической подготовки и делая больший акцент на трансформации».
Об интеграции теории и практики в подготовке учителей в XXI веке в условиях пандемии и опыте Казанского федерального университета рассказали участникам международной конференции Татьяна Баклашова и Роза Валеева.
Напомним, в мае проект ученых Института психологии и образования «Глобализация и педагогическое образование в странах БРИКС: позиционирование исследований и практики, содействие интеграции университетско-школьных систем» вошел в число пяти новых международных исследовательских сетей (IRN) Всемирной ассоциации исследований в области образования WERA.
На конференции были презентованы первые результаты масштабного исследования.
«В период пандемии необходимо повысить эффективность организации процесса подготовки преподавателей за счет интеграции теории и практики на уровне содержания и технологий обучения», – резюмировали исследователи.
Они отметили, что результаты исследования могут быть использованы при разработке и обновлении учебных планов, рабочих программ, в сравнительных академических работах по педагогическому образованию, подчеркивая возможности взаимного обогащения теоретической и практической подготовки учителей в разных странах мира.
На конференции присутствовало большое число слушателей, активно задававших вопросы и интересующихся современным состоянием педагогического образования в России.