Новая разработка для борьбы с гидратообразованием исследователей Казанского федерального университета, созданная совместно с коллегами из Ирана, не содержит токсичные вещества и снижает нагрузку на окружающую среду.
В настоящее время в Арктике сосредоточено 90% извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа России, в том числе 70% – на шельфе Баренцева и Карского морей. Ученые понимают, что шельф – это перспективное будущее, и уже сейчас должен создаваться необходимый технологический задел для его перспективного освоения.
На днях в одном из ведущих журналов ACS Publications были опубликованы результаты работ ученых приоритетного направления «Эконефть», отражающие основы разработки новых реагентов, связанных с образованием гидратов. Поскольку Арктическая зона имеет довольно суровые условия и низкие температуры, а если говорить о шельфе, то и высокое давление, у специалистов возникают сложности, которые очень сильно влияют на эффективность процессов нефтедобычи, одна из них – это гидратообразование. Отметим, газовые гидраты — это кристаллические соединения газов и воды переменного состава. Выглядят как снег или лед и имеют сходные с ними физические свойства. Образуются они при контакте газа и воды в определенных термобарических условиях, причем чем холоднее климат, тем чаще приходится решать возникшую проблему с гидратообразованием.
«Основным средством по борьбе с гидратообразованием являются термодинамические ингибиторы, однако их нужно очень много, более того, они содержат неблагоприятные для окружающей среды вещества. В отличие от него, реагент ученых САЕ «Эконефть» лишен данных характеристик, да и использовать его нужно намного меньше. Низкая дозировка реагента также снижает нагрузку на окружающую среду, оставаясь одновременно эффективным. Наш реагент позволяет замедлить временное образование гидратов и обеспечить транспортировку продукции в нужном диапазоне температур», – рассказал руководитель САЕ “Эконефть” Михаил Варфоломеев.
Абсолютно новый тип реагента был создан учеными КФУ из природных компонентов. Его отличает и то, что он является менее токсичным, чем ряд многочисленных его «предшественников». До сегодняшнего дня близкое по данной структуре вещество в мире никто еще не получал. Фактически при помощи данной разработки казанские ученые создали свою уникальную концепцию получения новых реагентов, преследуя одновременно две цели: добиться эффективности применения и не причинить урона экологии. Стоит признать, что токсичные реагенты значительно уступают созданным на основе биоразлагаемых материалов.
«На данном этапе исследования ведутся в лабораториях. И мы надеемся уже в ближайшее время защитить патент нашей разработки, чтобы в дальнейшем внедрить в индустрию. Этот процесс требует определенного времени, и я думаю, что в связи с тем, что освоение нефти и газа Арктики с каждым годом растет, наши разработки будут действительно востребованными», – отметил ученый.
В северных широтах с гидратами знакомы давно: если в скважине или трубопроводе устанавливается режим гидратообразования, то формируется гидратная пробка, которая блокирует движение газа или нефти и приводит к аварии. Другая старая проблема, связанная с газовыми гидратами в Арктике — внутримерзлотные замороженные газогидраты, которые при проходке скважинами начинают разлагаться и генерировать выбросы газа, что осложняет процесс бурения, а иногда и приводит к авариям на скважинах. Причем чем дальше на север двигаются буровые станки, тем чаще и интенсивнее становятся эти выбросы.
Сами по себе газогидраты являются достаточно сложным объектом для изучения. Для их исследования требуется аппаратура высокого давления, поэтому в стране ученых, специализирующихся на изучении газогидратов, можно пересчитать по пальцам. Созданный казанскими исследователями реагент действительно имеет большие перспективы, являясь чрезвычайно важным компонентом для разработки морских месторождений Арктики, т.к. уже в ближайшем будущем позволит отказаться от дорогих тяжелых добывающих платформ.