В рамках работы приоритетного направления «Эконефть» ученый выявил природно-зональные особенности динамики почвенно-эрозионных процессов в Европейской части России за последние десятилетия под влиянием изменений в землепользовании, произошедших в 1991 году на фоне климатических изменений.
Невозможно отрицать, что едва ли не все сферы современного мира во многом связаны с климатической дифференциацией, которая может быть выражена, к примеру, классической климатической (климато-ландшафтной) зональностью. В первую очередь это касается экономики размещения и динамики населения, качества жизни и т.д. Климатическая зональность отражается и в характере гидрологических и экзогенных, в том числе эрозионных, процессов. Если об их изменениях люди слышали много, то о последствиях, особенно произошедших в окружающей среде, общественности известно меньше. За последние годы пробел в знаниях был постепенно заполнен благодаря новым подходам и методам исследований, лучшей доступности информации, включая данные гидрологического мониторинга, и финансовой поддержке исследований, реализуемых в рамках деятельности приоритетного направления «Эконефть».
Используя преимущественно мониторинговую информацию по стоку наносов рек, научный сотрудник НИЛ палеоклиматологии, палеоэкологии, палеомагнетизма Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ Артем Гусаров выявил, что в пределах наиболее населенной и сельскохозяйственно освоенной части Европейской территории России в последние десятилетия темпы почвенно-эрозионных процессов и аккумуляции их продуктов во всех звеньях речной сети существенно сократились по сравнению с периодом СССР. Результаты работы были опубликованы в Water.
«Это сокращение было наиболее выраженным в природной зоне лесостепи, где в том числе расположен Татарстан своей большей частью, в силу относительно соразмерного сочетания изменений климата и землепользования. К северу от лесостепи, на юге лесной зоны, в указанном снижении интенсивности эрозии почв ведущую роль играла деятельность человека, по крайней мере, на востоке Русской равнины. Именно в этой зоне сокращение площади пашни было наибольшим в постсоветское время. В зоне же степей эта роль была отведена климатическим изменениям, прежде всего, процессам потепления приземного слоя воздуха, которые обеспечили меньшее промерзание почв зимой и, как следствие, значительное уменьшение эрозионно-опасного талого стока прежде всего на пашне», – рассказал А. Гусаров.
Расширяя географию подобных исследований на мировой арене, специалисты «Эконефти» показывают закономерности реакции гидрологических и эрозионных процессов в речных бассейнах в зависимости от климатических и ландшафтных особенностей в том или ином ее регионе. И эти закономерности весьма разнообразны, как разнообразна природа Земли. И не всегда климатические и социально-экономические изменения, оцениваемые обществом, как правило, в качестве негативных, приводят к тяжелым последствиям для окружающей среды. Изученный регион Восточной Европы это наглядно показал.
«Наложение современной деградации сельского хозяйства в постсоветской России, а именно существенное уменьшение площади пашни, парка сельскохозяйственной техники, поголовья домашнего скота на процессы глобального потепления в последние десятилетия, выразилось в отмеченном уменьшении скоростей почвенно-овражной эрозии в регионе, сокращении поступления в малые и большие реки продуктов этой эрозии (речные наносы) и связанных с ними загрязнителей воды и речных пойм (разнообразные химические соединения, радионуклиды и прочее)», – отметил ученый.
Результаты исследования актуальны для регулирования многих видов хозяйственной деятельности. Например, они важны для планирования мероприятий по сохранению почв как одного из ценнейших природных ресурсов, для оценки эффективности работы искусственных водоемов (водохранилища и пр.) и гидротехнических сооружений, для анализа общего состояния окружающей среды Европейской части России. Артем Гусаров не отрицает, что проведенное исследование будет иметь продолжение. В первую очередь, продолжение может коснуться исследований реакции эрозионных процессов на современные климатические и антропогенные изменения на обширном севере Русской равнины, преимущественно в бассейнах крупных рек, несущих свои воды в Северный Ледовитый океан. Исследования же в азиатской части страны станет, возможно, следующим этапом данной работы, который ученый видит в дальнейшей перспективе.