Свой профессиональный праздник учитель биологии Лицея имени Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета Наталья Ивановна Сафиуллина провела на рабочем месте. А в перерыве между занятиями дала интервью Единому информационно-издательскому центру КФУ, в котором поделилась секретами подготовки стобалльников и рассказала, почему ЕГЭ — благо для выпускников школ.
Учитель высшей категории Наталья Ивановна Сафиуллина — заслуженный учитель Республики Татарстан, почетный работник образования РФ, обладатель грантов «Лучший учитель России», «Наш лучший учитель РТ», «Учитель-эксперт», эксперт Республиканской предметной комиссии по проверке ЕГЭ. Высшее образование собеседница получала на биолого-почвенном факультете Казанского университета.
Как вы пришли в непростую профессию учителя?
— У нас в семье сложилась крепкая учительская династия. Среди моих родных есть филологи, учителя химии, физики, информатики, ученые, преподаватели вузов. Мой дядя ушел на фронт во время Великой Отечественной войны совсем юным, вернулся героем, окончил биологический факультет Казанского университета, и всю жизнь учительствовал, преподавал биологию, до конца жизни был директором школы. Наверное, гены взяли свое, и судьба привела и меня сначала в Казанский университет, а затем и в эту непростую профессию.
С какого года начинается ваш педагогический стаж?
— С 1996 года. В связи с переездами мужа по производственной необходимости, я работала учителем в нескольких районах Татарстана, затем оказалась учителем биологии и экологии сельской школы в Арском районе. Это были сложные, интересные, насыщенные событиями годы формирования собственной педагогической системы. С 2002 года среди моих учеников появляются не только призеры республиканских олимпиад по биологии и экологии, но и всероссийских. А с 2006 года — первые стобалльники. С 2013 года я являюсь учителем биологии лицея Лобачевского КФУ.
С 2013 года сколько стобалльников по биологии вам удалось подготовить?
— В 2016 году по Татарстану всего три выпускника сдали ЕГЭ по биологии на 100 баллов, в том числе, и наша ученица – Лидия Хорькова. В 2017 году 100 баллов получили Аида Фахрутдинова и Диана Данилова. В лицее традиционно высокий процент высокобалльников, которые сдают ЕГЭ по биологии на 90 баллов и выше — таких ребят больше половины.
Часто считается, что для сдачи ЕГЭ на 100 баллов необходимы услуги репетиторов…
— Совершенно точно могу сказать, что мои стобалльники не имели репетиторов по биологии. Для того чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов, нужен высокий уровень подготовки, который дается в лицее, трудолюбие и немножко везения — среди выпускников есть немало ребят, получивших не 100, а 98 баллов из-за допущенной одной досадной ошибки.
В какие вузы поступают ваши выпускники с такими высокими баллами?
— Современный выпускник может поступить в вуз не только по результатам ЕГЭ, но и имея диплом победителя или призера заключительного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников, а также получив дополнительные баллы, имея достойное портфолио личных достижений. С 2013 по 2017 гг. среди моих учеников 22 призера Регионального этапа олимпиады школьников по биологии; 20 победителей и призеров Межрегиональной олимпиады КФУ по биологии; 9 победителей и 20 призеров Регионального этапа олимпиады школьников по экологии; 6 победителей и 10 призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Они желанные абитуриенты для любого вуза. Многие становятся студентами КФУ и других лучших вузов России. Лицей имени Н.И.Лобачевского КФУ по итогам 2017 года входит в топ лучших школ для поступления в ведущие вузы России.
Стобалльник — это заслуга самого ребенка или учителя?
— Сам ребенок вне системы образования вряд ли сможет достичь такого высокого результата, но и самый профессиональный учитель не сможет научить немотивированного ученика. Нужно идти в одном направлении. Основная работа ведется на уроке. В лицее есть профильные классы, в том числе и химико-биологический, где предусматривается углубленный уровень преподавания профильных предметов. Туда зачисляются лицеисты, проявляющие интерес к естественнонаучным дисциплинам и нацеленные на успешную сдачу ЕГЭ по выбранным предметам. Как правило, ребята имеют высокую мотивацию и с ними интересно работать.
Во-вторых, в лицее разработана система пробных экзаменов в формате ЕГЭ по всем предметам. График этих экзаменов опубликован на сайте лицея, это удобно как учащимся, так и родителям. После написания пробного экзамена обязательно совместно с учащимися разбираем ошибки. С результатами каждого «пробника» знакомим родителей. Отслеживаем динамику каждого ученика и вырабатываем наиболее эффективную стратегию дальнейшей работы.
В-третьих, в лицее особое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Существует система «дорожных карт». Для ребят, проявляющих особый интерес к биологии и экологии, в рамках внеурочной деятельности я провожу кружковые занятия олимпиадной подготовки. Следует отметить закономерность, что лицеисты, сдавшие ЕГЭ на высокие баллы, как правило, являются победителями и призерами региональных и всероссийских олимпиад. При этом стоит понимать, что ЕГЭ и олимпиада требуют разного уровня подготовки. Если для сдачи ЕГЭ достаточно отлично освоить школьную профильную программу по предмету, то для участия в олимпиаде нужно знать предмет намного глубже, на уровне вузовской программы.
Вас обижает, когда про учителей говорят, что они натаскивают детей на ЕГЭ?
— Так говорят незнающие люди, которые не работали в школе или уже далеки от нее. Натаскать невозможно. Без крепких знаний по предмету невозможно адекватно ответить на вопрос. С 2017 года в ЕГЭ по биологии нет заданий уровня А, с выбором одного из предложенных вариантов ответа. Хотя, на мой взгляд, по биологии экзамен был очень хорошо структурирован и требовал знаний высокого уровня. Это доказывает сравнение результатов ЕГЭ 2016 года (когда часть А входила в структуру экзамена) и 2017 года (без тестовой части): в 2016 году в РТ было 3 стобалльника по биологии, а в 2017 году — 14.
Психологическая поддержка при подготовке к ЕГЭ также очень важна?
— Безусловно. У нас в лицее есть психологическая служба. Она нужна, чтобы помочь детям не устать, не перегореть, правильно настроиться. Причем, психологи работают не только с детьми, но и с родителями. Иногда для родителей такая поддержка даже важнее.
Что нужно школьнику, чтобы стать стобалльником?
— Стобалльниками не рождаются, это точно. Ими становятся. Это совместная системная работа ученика и учителя. Если ребенок хочет сдать предмет на 100 баллов, он должен иметь хорошую профильную подготовку, должен быть мотивирован, усерден, трудолюбив и самодисциплинирован.
Когда бы вы порекомендовали начать заниматься подготовкой к ЕГЭ по профильному предмету? Некоторые утверждают, что в 10 классе делать это уже поздно…
— В 10-11 классах уже поздно. Если резко меняешь направление движения, можно уже не догнать тех, кто отправился в путь за глубокими знаниями по этому предмету раньше тебя. Когда ребенок приходит в наш лицей в 7-м классе, он должен примерно понимать, кем он хочет быть и в какой области хочет развиваться — будь то математика, физика, информатика, химия, биология или экология — и посещать соответствующие кружки. Родители должны тоже понимать, что заниматься всем одинаково успешно невозможно и надо помочь ребенку определиться с выбором. Нельзя объять необъятное.
Сейчас систему российского образования часто ругают за то, что в детей пытаются впихнуть огромный объем информации, а систематизировать знания не удается, да и общий уровень образования упал. Вы согласны с такой оценкой?
— Действительно, поток информации огромен, время требует уже не базовых, а интегрированных знаний. И в этой ситуации многое зависит от каждой конкретной школы, ее образовательной системы, применяемых технологий подачи информации и уровня профессионализма педагогического коллектива. У нас очень сильный, хорошо подобранный коллектив. Очень важна роль личности учителя в судьбе ученика, коллектива, школы. Вся информация о каждом учебном заведении доступна на сайтах. Сейчас информация открыта, просто ее надо увидеть и сделать правильный выбор.
Каков вклад Казанского университета в успехи лицея?
— Он значителен. Мы тесно сотрудничаем с учеными Института фундаментальной медицины и биологии и Института экологии и природопользования Казанского федерального университета. Ребята посещают различные лаборатории — биохимии, генетики, физиологии, зоологии, ботаники, экологии. Без этой помощи уровень знаний лицеистов был бы ниже, поскольку теория закрепляется именно на практике. Мы очень благодарны Казанскому федеральному университету за то, что нам предоставляют эту возможность. Наши лицеисты могут заниматься научно-исследовательской работой под руководством ученых университета и Академии наук РТ. Летом мы с членами экологического кружка участвуем в составе экспедиций совместно со студентами КФУ, проводим полевые и камеральные мониторинговые исследований экосистем города и республики. Все проекты, которые реализуют ребята, обязательно имеют практическую и социальную значимость, с разработкой решения локальных и региональных экологических проблем. Результаты работ представляем на научно-практических конференциях, фестивалях, олимпиадах. Многие работы лицеистов опубликованы, причем в соавторстве с учеными. Лицеисты, участвующие в исследовательской работе, часто выбирают вектор дальнейшего развития в соответствии с темой проектов, становятся успешными студентами лучших университетов, а затем и востребованными специалистами.
Как вы относитесь к ЕГЭ для учителей?
— Официально процедура называется «диагностическое тестирование по КИМам Единого государственного экзамена». Мне кажется, что современная процедура аттестации педагогов уже содержит широкий круг проверок не только знаний по предмету, но и знаний педагогических компетенций. Возможно, в дипломе молодого педагога должны быть оценки по шкале 100 баллов, которые будут учитываться при первой аттестации на рабочем месте. А вот опытных учителей так аттестовать нет ни смысла, ни мотивации. Сегодня надо работать на престиж педагогов и школы, а не бросать упреки недоверия тем, кто учит, качество образования нужно повышать другими способами.
А каковы основные принципы вашей работы?
— Уважение к ученику. Я работаю с ребятами по принципу сотрудничества. В профессии я достигла всего, о чем только можно мечтать: звания, статус, уважение, но самое важное достижение — успешные ученики-единомышленники. Я знаю, что позитивно повлияла на жизненный выбор многих людей.
Порекомендовали бы вы своим детям идти в учителя? Или этот труд в нашей стране оплачивается недостойно?
— Это больной вопрос. Молодому учителю финансово сложно начинать в школе. Но здесь возникает вопрос выбора, который стоит перед каждым человеком. Одно могу сказать — в школе сейчас работать очень интересно. Открылось много новых возможностей для учителя и ученика, можно применять совершенно новые технологии, использовать возможности информатизации процесса образования. Это те вопросы, с которыми молодые справляются лучше. Являясь учителем — руководителем педагогической практики магистрантов 1 курса магистратуры Института психологии и образования КФУ, могу отметить, что есть очень талантливые ребята и хотелось бы их увидеть среди своих коллег.
Что вы чувствуете, когда ваши ученики получают высокие баллы ЕГЭ?
— Как правило, это ожидаемый результат. Для нас это не сюрприз, а закономерность. И мы рады, что наша система работает.