28 февраля в актовом зале Института филологии и межкультурных коммуникаций им. Льва Толстого КФУ (ул. Татарстан, 2) состоялось заседание литературно-художественного салона «Renaissanse».
«Будущее начинается сейчас…» возвещала афиша мероприятия, по традиции созданная под руководством одного из кураторов проекта дизайнером Расыхом Салаховым. Салон существует шестой год, следовательно, в его копилке уже более полусотни афиш, каждая из которых являет собой уникальный пример графического дизайна. Устроители салона могли бы уже задуматься над тем, чтобы посвятить одну из страниц очередного заседания графике или устроить выставку дизайнера-графика лауреата международных и всероссийских конкурсов Р. Салахова в галерее «Манзара». Это для будущих дизайнеров стало бы интересным примером мастерства, тем более, что большая часть аудитории не видела афиш прежних лет.
Гостями вечера стали председатель Творческого союза художников России в РТ, член Союза художников России, участник международных выставок Ильгизар Самакаев, член Творческого союза художников России в РТ, член Союза художников РТ, дизайнер, зав. кафедрой ДПИ и дизайна Казанского государственного института культуры профессор Александр Сергеев и молодой музыкант, автор проект «Satiriasis» Борис Гейтс.
Мероприятие открыла виртуальная выставка творческих работ художника Ильгизара Самакаева, отразившая разносторонность дарования художника – портреты, пейзажи – реалистические и метафорические. Постоянный ведущий салона искусствовед Михаил Яо попросил рассказать о Творческом союзе художников России в РТ, председателем которого является художник. Всем очевидно, что, несмотря на сугубо индивидуальный характер изобразительного искусства, художнику необходима творческая среда, общение-диалог, общение-полемика, в которых изменяются или, напротив, укрепляются собственные воззрения. Для этого и существует татарстанское отделение Союза художников РТ. Гость пояснил, что задачами возглавляемого им Творческого союза художников России в РТ является активизация художественной жизни города и республики. До создания этой организации казанские художники, среди которых много интересных самобытных мастеров, очень слабо были представлены на российских и международных выставках, о них мало, кто знал. Теперь же в Казани частыми гостями являются представители Академии художеств, расширилось пространство профессиональной коммуникации, что уже дает свои плоды. Например, работы Ильгизара Самакаева и его коллег отобраны для международной выставки «Между Волгой и Янцзы», которая будет экспонироваться в России и Китае.
- Что нужно, чтобы стать членом вашего союза? – спросила ведущая салона ассистент кафедры дизайна и национальных искусств Зухра Гаптраупова. Самый эффективный способ для этого, ответил гость, участие в выставках, при этом экспертами союза чаще оцениваются не уровень мастерства, который у начинающего художника находится в стадии формирования, а творческий заряд, свое видение мира и умение этим видением заразить зрителей.
Основной темой беседы Ильгизара Самакаева стало рассуждение о диалектике в творчестве художника двух начал – умения видеть и умения думать, от их соединения и рождается актуальное изобразительное искусство, будоражащее восприятие зрителя. Одним из таких произведений является его «Время собирать урожай», где соединены сочные спелые гранаты с гранатой без чеки. Художник неоднократно обращался к аудитории с напоминанием, что творчество определяется не мастерством рисунка и письма, а умением выразить свое время, предостеречь, убедить, заставить думать.
Тему необходимости профессиональных творческих контактов продолжил дизайнер Александр Сергеев. Участники салона смогли познакомиться с его интерьерами, основным материалом которых является дерево, и скульптурными работами. Александр Викторович уже несколько лет сотрудничает с кафедрой дизайна и национальных искусств, участвуя в проектной и преподавательской деятельности. Интригу мероприятия составило представление Александра Сергеева в неожиданной роли – поэта и книжного графика, его рукописный поэтический сборник с собственными иллюстрациями Михаил Яо сравнил с первыми сборниками Цветаевой, Гумилева, Ахматовой – по скупости и точности изобразительных средств.
Будущее искусства, которое возникает сейчас, устроители салона приоткрыли с помощью юной творческой группы «Satiriasis» под руководством Бориса Гейтса – музыканта и композитора. Аранжировка песни М. Дунаевского, собственные вокальные и инструментальные сочинения, не бесспорные, но демонстрирующие поиск формы, адекватной сегодняшнему дню, при этом не рвущей с традициями, вызвало эмоциональный отклик и среди юной, и среди взрослой аудитории.
В завершение мероприятия по традиции руководитель проекта Расых Салахов вручил дипломы и сувениры новым членам литературно-художественного салона «Renaissanse».