В октябре в детском саду Казанского федерального университета «Мы вместе» для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) запустят второй сезон реализации программы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Тренинг родительских навыков – 9 шагов». Она рассчитана на семей, воспитывающих детей от 2 до 9 лет с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройствами аутистического спектра.
Программа «Тренинг родительских навыков – 9 шагов» разработана группой специалистов Autism Speaks по заказу Всемирной организации здравоохранения. Она основана на принципах позитивного родительства, поведенческих подходах, формирующих совместную вовлеченность ребенка и близкого взрослого. Программа уже внедрена более чем в 30 странах, а для внедрения на территории РФ была переведена на русский язык. Для обучения родителей по русскоязычной адаптированной версии программы используются комплекты методических материалов, содержащих пошаговый алгоритм получения необходимых знаний и навыков и их применения в работе с ребенком дома.
Первыми в Татарстане программу «Тренинг родительских навыков – 9 шагов» начали внедрять в детсаду КФУ «Мы вместе». На базе учреждения занятия проводят доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования КФУ, заведующая садиком Эльвира Садретдинова и педагог-психолог детского сада Ольга Лукьянова. Они прошли соответствующее повышение квалификации и обучение в Нижнем Новгороде.
Как рассказала Центру медиакоммуникаций КФУ Ольга Лукьянова, программа включает в себя 9 групповых и 3 индивидуальных домашних занятий. Она рассчитана на три месяца обучения и проводится на бесплатной для родителей основе. Первый этап был реализован в детсаду «Мы вместе» минувшей весной, обучение прошли четыре семьи, две из которых водят своих детей в детсад КФУ.
Второй поток обучения стартует уже в октябре. Программа предполагает участие не более шести семей, в которых воспитываются дети с ментальными нарушениями, в том числе с РАС. Для участия в осенней программе уже отобрано две семьи (от каждой семьи могут участвовать как мама, так и папа ребенка). Желающие записаться на обучение могут обращаться в садик по телефону 8-965-618-81-38. Третий этап программы планируется на весну 2024 когда, когда будут охвачены еще до шести семей.
«Планируется девять групповых встреч на территории садика. Кроме того, будут проведены три домашних визита. Главная цель реализации программы – вовлечение ребенка с ментальными нарушениями в совместную деятельность, создание условий для успешного развития необходимых навыков, а также обучение родителей, как лучше понимать и эффективнее общаться со своим ребенком», – подчеркнула Лукьянова.
По словам Ольги Лукьяновой, в программе затрагиваются темы: как вовлекать ребенка в совместную деятельность; как вызвать интерес у ребенка и поддерживать его; как вовлечь ребенка в совместные домашние дела и игры; как установить коммуникацию с ребенком и почему это важно; как помочь ребенку оставаться заинтересованным и как регулировать его поведение.
«Мы первые в Казани, кто получил соответствующие сертификаты. И в дальнейшем планируем начать работу со студентами Казанского университета по обучению работе по программе "Тренинг родительских навыков – 9 шагов"», – отметила Эльвира Садретдинова. По ее словам, обучение по программе планируется внедрять также в курсы повышения квалификации для специалистов из других детсадов и ресурсных классов школ Казани.
По словам заведующей детским садом, суть тренинга состоит в том, что родители детей с РАС понимают, что они не одни. В дальнейшем выпускники программы поддерживают друг друга, образуя родительское сообщество, подчеркнула Садретдинова. Родители также получают сертификаты о прохождении программы.