Группа из 26 студентов, обучающихся по специальности «Инженерная геология и гидрогеология» Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета в полевых условиях изучила инженерно-геологические и геолого-гидрогеологические условия полигона «Собакинские ямы» в населенном пункте Улитино Зеленодольского района РТ.
В этом году специализированная практика по инженерной геологии ИГиНГТ проходила под лозунгом «В инженерную геологию приходит поколение Z». Все полевые работы проводились при поддержке облачного приложения SoilBox.app, и под руководством доцентов кафедры общей геологии и гидрогеологии Айрата Латыпова и Анастасии Гараевой.
«"Зумеры", или поколение интернета, как называют его сегодня, с высокими технологиями дружат с самого детства и поэтому формат проведения практики был максимально адаптирован к современным реалиям», – рассказал Латыпов.
В своей работе студенты использовали модуль «Описание инженерно-геологических скважин», позволяющий проводить заполнение буровых журналов, выполнять описание грунтов, делать фото образцов и кернового материала полностью с использованием мобильного устройства. По словам Латыпова, подобный формат максимально современен при проведении реальных инженерно-геологических изысканий, так как позволяет камеральной группе мгновенно получать результаты полевых работ вне зависимости от удаленности полевой группы.
«В образовательном процессе подобный подход позволяет создать одновременный эффект обучения и самостоятельной работы, так как руководители практики имеют возможность создавать задания онлайн и контролировать работу отдельных бригад студентов на удалении, а интеллектуальный помощник описания с подсказками, картинками и справочной информацией повышает усвоение материала в разы. "Зумерам" описывать скважину или карстовую воронку с помощью смартфона и сенсорного экрана куда удобнее, чем делать сложные записи карандашом в блокноте», – отметил доцент кафедры.
Новинкой этого года стала работа в модуле «Точки наблюдения», который помогает значительно упростить описание опасных инженерно-геологических процессов. Латыпов рассказал, что благодаря удобному и интуитивно понятному интерфейсу студенты с первого дня практики научились выполнять описание карстово-суффозионных проявлений, овражной эрозии, оползней в мобильном приложении. В итоге все карстовые воронки полигона были оцифрованы обучающимися и нанесены на единую карту.
Кроме того, каждый вечер практики проходил коллективный просмотр результатов работы и обмен впечатлениями.
Помимо образовательного процесса, в лагере кипела и полевая жизнь, – жаркая погода и близость Волги обеспечили ежедневные водные процедуры, а природа и умелый талант дежурных по приготовлению вкусной еды – хороший аппетит.
«Никто не мог и подумать, что на костре и в полевой кухне можно приготовить столько разнообразных и вкусных блюд: от рагу и плова до торта! В последний вечер мы устроили студентам посвящение в специальность с прохождением квеста», – поделился Айрат Латыпов.