Вопрос актуализации профессиональных стандартов в сфере образования стал одним из основных на сегодняшнем заседании ФУМО «Образование и педагогические науки» на тему «Управление качеством подготовки педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия», прошедшем в зале заседаний Попечительского совета Казанского федерального университета в рамках VIII Международного форума по педагогическому образованию (International Forum on Teacher Education – IFTE).
Приветствуя участников заседания, директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, доктор педагогических наук Елена Казакова обозначила приоритетные проблемы и задачи, которые необходимо решать в течение 2022 года. Среди них – проблемы актуализации профессиональных стандартов образования, рейтинги университетов в области педагогического образования. Кроме того, на повестке – сетевое сотрудничество и перспективы сетевых программ. Также Казакова предложила обсудить озвученное намерение отказа от Болонской системы.
Напомним, ранее министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что ведомство намерено отказаться от Болонской системы и разработать свою собственную систему высшего образования, в основе которой будут лежать интересы национальной экономики. Он отметил, что к Болонской системе нужно относиться как к «пережитому этапу». Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. Он предполагает двухступенчатую систему высшего образования с разделением на бакалавриат и магистратуру.
«Мы готовы обсуждать наши позиции по этому поводу публично, давать рекомендации, суждения, экспертные заключения органам власти, – подчеркнула Казакова. – В дискуссиях с Минобрнауки РФ мы, обсуждая проблему бакалавриата, магистратуры, специалитета, неоднократно заявляли, что любая революция хуже естественно направленного эволюционного процесса. Сложившаяся сегодня модель возникла как результат наших с вами разработок по модернизации педагогического образования, строительства гибкой вариативной модели, позволяющей получить качественное образование».
Директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета призвала коллег осмысленно участвовать в обсуждениях, которые будут предложены обществу. Она также подчеркнула важность не только формы, но и содержания, от которого также многое зависит.
«Я убеждена, что мы будем участниками этого процесса, – заверила Казакова. – Наша задача – двигаться в наиболее оптимальном направлении».
Председатель Совета по профессиональной квалификации (СПК) в сфере образования, заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание» Любовь Духанина представила доклад «Актуализация профессиональных стандартов в сфере образования». По ее словам, за Советом по профессиональной квалификации закреплены 10 профессиональных стандартов. В этом году актуализировать предстоит три профессиональных стандарта: «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании), воспитатель, учитель», а также «Специалист в области воспитания».
«Одновременно с процессом создания профессиональных стандартов идет процесс актуализации тех профессиональных стандартов, которые были созданы лет 5-7 назад. Требования быстро меняются», – пояснила Духанина.
По мнению спикера, сложнейшая работа ведется над новой версией профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель)», принятого еще в 2013 году. Тогда был разработан единый стандарт для учителей и воспитателей детского сада. Новая же версия подразумевает раздвоение стандарта на «Педагог дошкольного образования» и «Педагог (учитель)».
«Нам предстоит с нуля создать стандарт "Педагог дошкольного образования" и провести актуализацию профессионального стандарта "Учитель", – сообщила она. – В ходе обсуждения проектов нового стандарта поступило более 7 тысяч замечаний и предложений. Дискуссия до сих пор продолжается. Профстандарт задает траекторию профессионального роста, важно предусмотреть эту возможность. После принятия нового профстандарта можно будет обратиться с предложением к Минтруда России о привязке уровня зарплаты педагога к квалификационным требованиям», – заключила эксперт.
Выступление «О ходе мониторинга реализации образовательных программ по педагогическим направлениям подготовки» представила руководитель Центра развития педагогического образования РАО, доктор педагогических наук Елена Врублевская. В апреле 2022 года в вузы, подведомственные Министерству науки и высшего образования РФ, поступили письма о проведении мониторинга. Процедура завершилась 7 мая, однако аналитика данных только начинается.
«Мониторинг направлен на изучение специфики процесса, качества реализации образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета по педагогическим направлениям подготовки, – отметила Врублевская. – Мы хотели посмотреть на соответствие ФГОС 3++, соотношение направлений и профилей подготовки в разных вузах, а также предполагали, что образовательные магистерские программы не во всех вузах ориентированы на актуальные потребности общества, экономики и образования. Мы также выдвинули гипотезу, что содержание и объем психолого-педагогической и предметно-методической подготовки в образовательных программах бакалавриата в разных вузах неоднородны, а также что в вузах недостаточно выпускающих кафедр и кафедр, осуществляющих практическую подготовку в рамках реализации педагогических образовательных программ и ряд других».
По словам Врублевской, основные результаты будут представлены на стратегической сессии в РАО в конце июня. Однако некоторые итоги можно озвучить уже сейчас. В мониторинге приняли участие 143 вуза, из них 124 – подведомственные Минобрнауки РФ. 92% студентов этих вузов обучаются на бакалавриате по педагогическим специальностям и лишь 8% – в магистратуре. Если посмотреть по количеству загруженных программ – это порядка 2,5 тысяч. Всего по представленным данным в вузах-участниках мониторинга почти 7 тысяч выпускающих кафедр, среди них 36% педагогической, 34% – психологической и 28% – методической направленности.
Директор Института психологии и образования КФУ, доктор исторических наук, профессор Айдар Калимуллин представил данные предметных рейтингов вузов России в рамках экосистемы «Три миссии университета».
«В Казанском федеральном университете в предметные рейтинги окунулись в 2015 году, когда КФУ стал участником Проекта 5-100», – сообщил он.
По мнению Калимуллина, есть несколько противоречий в рейтингах, которые необходимо разрешить для объективного отражения сложившейся ситуации. В частности, среди условий попадания в рейтинг «Три миссии университета»: вуз должен осуществлять набор студентов на первый курс, а численность обучающихся на всех курсах по рассматриваемому направлению должна быть не ниже порогового значения, установленного в диапазоне от 100 до 200 человек (в зависимости от предметной области, всего из 29). Представитель КФУ предложил разработчикам сделать индикаторы более приближенными к конкретной предметной области.
Как подчеркнул директор ИПО Казанского университета, среди главных миссий рейтингов – играть роль своеобразного навигатора для поступающих в вузы и работодателей. По мнению Калимуллина, вузы, которые имеют высокие реалистичные показатели в рейтингах, должны получать определенные преференции.
Форум, стартовавший сегодня в КФУ, проводится Казанским федеральным университетом совместно с Министерством науки и высшего образования РФ, Российской академией образования и традиционно собирает лучших исследователей в области подготовки педагогических кадров из российских и зарубежных университетов, научных организаций. В этом году IFTE проходит в смешанном формате (очные, виртуальные, гибридные сессии) и принимает свыше 1,5 тысяч ученых, представляющих более 200 высших учебных заведений и научных организаций из 29 стран мира.
Особенностью IFTE-2022 стало плодотворное сотрудничество с форумом «Педагоги России», которое позволило вовлечь в совместную работу более 10 тысяч учителей из большинства регионов России. Форум IFTE является одной из крупнейших в мире специализированных научных площадок по педагогическому образованию. Его основная цель – содействие исследованиям и инновациям в области педагогического образования, обмен опытом ради совершенствования образовательного процесса.