Проект «Правовая система Персидской империи Ахеменидов», руководителем которого является заведующий кафедрой археологии и всеобщей истории Института международных отношений Казанского федерального университета Эдуард Рунг, поддержан грантом Российского научного фонда («Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»).
В ходе научных изысканий впервые будут выявлены особенности функционирования правовой системы Персидской империи Ахеменидов в VI–IV вв. до н. э.
«Изучение правовых систем в историческом развитии представляет безусловный интерес и всегда находится на стыке исторической и юридической наук. Наше исследование носит междисциплинарный характер, так как изучается история права в одной из крупнейших империй на Древнем Востоке, – говорит Эдуард Рунг. – Древний Восток дает нам великолепные кодексы законов, самым известным из которых был свод законов вавилонского царя Хаммурапи XVIII в. до н. э. Однако в Древней Персии не было своего единого свода законов. Почему так произошло, мы будем выяснять в рамках нашего исследования».
Несмотря на отсутствие свода законов, в Персидской империи Ахеменидов функционировала правовая система, которая сочетала царское право и региональное право, подчеркнул ученый.
Персидская империя Ахеменидов в VI–IV вв. до н. э. включала в свой состав многие страны и народы от Средиземного моря на западе и до реки Инда на востоке, от Черного и Каспийского морей на севере и до Красного моря и Индийского океана на юге.
«Персидская империя Ахеменидов была самой первой мировой державой древности, не имевшей себе равных на Ближнем Востоке. Она возникла в результате завоевательной политики Кира и Камбиза во второй половине VI в. до н. э., оформилась как государство в период правления Дария I и Ксеркса в конце VI – первые десятилетия V в. до н. э. и прекратила свое существование в 330 г. до н. э. в ходе завоеваний Александра Македонского, – рассказывает Эдуард Вальерьевич. – Уникальный опыт империи состоял в том, что она вобрала в себя экономические, политические и культурные достижения всех стран и народов, которые были включены в ее состав (в том числе греков, вавилонян, египтян, индийцев)».
Этот опыт отразился и на функционировании правовой системы Ахеменидов, подчеркнул ученый.
«По сути дела, мы ничего достоверно не знаем о том, что представляла собой правовая система Персидской империи Ахеменидов, как она зародилась и как функционировала. Задачей проекта является поиск ответов на эти вопросы», – сказал доктор исторических наук.
По словам руководителя проекта, идея изучить правовую систему Персидской империи Ахеменидов возникла, когда обсуждалась будущая курсовая работа Алины Исаковой, которая тогда училась на 1 курсе ИМО. Теперь Алина – второкурсница и является полноправной участницей проекта. В научную группу также входят ассистент кафедры археологии и всеобщей истории ИМО Василий Орлов и научный сотрудник Института востоковедения РАН Екатерина Берзон.
«Перед нами тот редкий случай, по крайней мере в исторических изысканиях, когда тема студенческой научно-исследовательской работы изначально обладает перспективой перерасти в полноценное научное исследование, обладающее актуальностью, научной значимостью и востребованное научным сообществом в России и за рубежом», – заметил Э. Рунг.
Главным итогом исследования, резюмировал профессор, должно стать построение достоверной модели, реконструирующей функционирование правовой системы в державе Ахеменидов. Полученные результаты впервые в историографии дадут возможность определить характерные черты правовой системы Ахеменидской империи, позволившие объединить многочисленные страны и народы с различной правовой традицией в рамках единого политико-правового пространства. Это также позволит выявить те малоизученные аспекты ахеменидского права, которые определяли синхронное функционирование центрального и местного законодательства, а также механизмы ретрансляции правовой традиции во временном и пространственном измерениях.