Специалисты Университетской клиники Казанского федерального университета провели комбинированное хирургическое вмешательство с участием главного внештатного сердечно-сосудистого хирурга Минздрава РТ, профессора Роина Джорджикия и заведующего онкологическим отделением (опухолей головы и шеи) Республиканского клинического онкологического диспансера Рината Хамидуллина.
Во время операции хирурги одномоментно выполнили протезирование митрального клапана сердца и удалили гигантский зоб у 72-летней пациентки.
В униклинику женщина поступила в тяжелом состоянии. В приемном покое ей диагностировали сепсис, бактериальный эндокардит, на фоне которого произошло разрушение клапанов сердца, а также зоб, который спускался в средостение. Хирурги онкологического диспансера после проведенной консультации заявили, что за 20 лет работы таких размеров загрудинный компонент зоба встречали от силы три-четыре раза.
На совместном консилиуме приняли решение оперировать усиленным составом – в униклинику пригласили руководителя кардиохирургического направления Минздрава Татарстана Роина Джорджикия и заведующего онкологическим отделением РКОД Рината Хамидуллина.
Прежде чем попасть в операционную к кардиохирургам, женщина прошла длительное лечение у кардиологов и неврологов – на фоне бактериального разрушения клапанов сердца у нее произошел отрыв фрагментов клапана с развитием нарушения мозгового кровообращения и абсцесса в селезенке.
«После окончания острого периода инсульта мы приняли решение провести операцию на сердце. Однако состояние женщины отягощалось еще и гигантским зобом, который спускался в загрудинное пространство и доходил практически до аорты. С учетом того, что кардиохирургический доступ осуществляется через рассечение грудины, было принято решение о проведении одномоментной операции – удаления резко увеличенной, многоузловой щитовидной железы и выполнения протезирования митрального клапана, – рассказал заведующий кардиохирургическим отделением униклиники КФУ Данияр Хазиахметов. – Во время вмешательства пораженные бактериями створки клапана сердца были иссечены и на их место был установлен биологический протез клапана, а измененная щитовидная железа удалена полностью. Оперативное вмешательство длилось чуть более четырех часов и прошло успешно».
Р.Джорджикия рассказал об особенностях проведения комбинированных операций:
«При операциях на открытом сердце применяются особые технологии – подключается аппарат искусственного кровообращения, который работает вместо сердца и легких пациента, а это требует разжижения крови, введения специального препарата – гепарина. Он полностью блокирует свертываемость крови. После отключения аппарата искусственного кровообращения и возобновления работы сердца пациента вводят специальные препараты, которые восстанавливают свертываемость крови. Любое хирургическое вмешательство связано с повышенной кровоточивостью, поэтому сложность и риск данной комбинированной операции возрастали в несколько раз. В случае с данной пациенткой сначала мы прооперировали сердце, а затем, убедившись в стабильной гемодинамике и надежном гемостазе, хирург-онколог приступил к удалению щитовидной железы».
По словам Р.Хамидуллина, загрудинный зоб таких размеров – это редкий случай. В большинстве случаев удалить загрудинный компонент можно из шейного доступа.
«Есть технологии, опыт, которые позволяют нам это делать. Но в данном случае стернотомия (вскрытие) грудной клетки, выполненная по поводу заболевания сердца, была единственным доступом, который позволил убрать этот зоб, его внутригрудной компонент», – поделился он.
Отметил доктор и слаженную работу всех участников комбинированного вмешательства.
«Мне понравилось четкое взаимодействие в операционной. Кардиохирурги имеют огромный опыт работы, связанный с вмешательствами на сердце, но патологию щитовидной железы, особенности анатомии все-таки знаем лучше мы, и то, что кардиохирурги привлекли специалистов, имеющих большой опыт работы с оперативными вмешательствами по поводу зоба – это очень здорово. Поэтому и результат нашей совместной работы получился такой хороший. И, конечно, участие в операции профессора Роина Джорджикия вселяло уверенность всей хирургической бригады в успехе непростого вмешательства», – добавил Ринат Габбасович.