Казанский федеральный университет присоединился к акции Минобрнауки России «Научный полк». В преддверии 9 Мая мы рассказываем о студентах и преподавателях, внесших свой вклад в Победу.
Профессиональный музыкант, выпускник Казанского университета, а позже – профессор Евгений Бусыгин прошел всю Великую Отечественную войну.
Он был призван в армию в ноябре 1940 года и направлен в 93-ю стрелковую дивизию (Читинская область), где служил в музыкальном взводе: играл в духовом оркестре на трубе, в камерном и эстрадном оркестрах – на скрипке, в оркестре народных инструментов – на домре и мандолине. С этими коллективами Евгений Прокопьевич выступал с многочисленными концертами в частях Забайкальского военного округа.
Во время войны музыканты были прикреплены к штабу дивизии, исполняли обязанности курьеров и адъютантов, иногда и санитаров – выносили с поля боя раненых, участвовали в сражениях. Под Малоярославцем Е. Бусыгин получил ранение и был отправлен в госпиталь. В середине 1942-го его наградили орденом Красной Звезды, а позже – орденом Отечественной войны 1-й степени.
После выздоровления и выписки из госпиталя c апреля 1942-го и до октября 1945-го Евгений Прокопьевич служил в военных и фронтовых ансамблях. Музыка играла огромную роль в поддержании морального духа солдат, взаимопонимания и любви к Родине.
«Не могу сказать, что население Латвии с восторгом встречало воинов Красной Армии. Встречи были весьма настороженными, недружелюбными... Хозяйка встретила не очень радушно, но все же пригласила в дом... К столу вышли девушка, дочь хозяйки, и очень хмурый пожилой мужчина, почти все время молчавший и создававший какую-то напряженность. Беседа шла очень вяло, пока я не обратил внимание на портрет Бетховена. Оказалось, это любимый композитор хозяйки. Разговор заметно оживился, стали толковать о музыке, выяснилось, что дочь хозяйки хорошо играет на пианино... Я с радостью взялся за смычок, а девушка саккомпанировала мне на пианино. Лед отчуждения растаял окончательно. И – о чудо! – даже у молчавшего угрюмого хозяина засветились глаза, и он, кажется, даже улыбнулся. Музыка сделала свое великое дело», – вспоминал Евгений Бусыгин в своей книге «Счастье жить и творить».
22 октября 1945 года Евгений Прокопьевич демобилизовался, а 28 октября он вернулся в Казань и уже 1 ноября был принят ассистентом на кафедру географии Казанского университета и одновременно – артистом оркестра Татарского театра оперы и балета, откуда уволился только в 1947 году ввиду того, что стало невозможно совмещать научную работу и музыку.
Праздник 9 Мая всегда был большим и важным для Е. Бусыгина, а воспоминания о Победе, которую он встретил в Москве, – одними из самых ярких.
«До смертного часа не забуду этот первый день Победы. Толпы обезумевших от счастья людей, музыка, фейерверки, песни, пляски и – безутешные женщины с заплаканными глазами, отрешенными лицами, они особенно выделялись посреди всеобщего веселья. Возвращаясь в гостиницу, в полутемном трамвае встретил именно такую женщину. Неимоверное горе душило ее, буквально душило; она беспрерывно подносила платок к глазам, опустошенным взглядом уставившись в темное трамвайное окно, которое раскалывали бравурные марши духового оркестра. Я не сдержался, спросил: почему, ведь такая радость? Поняв по моему голосу и выражению лица, что вопрос – не повод для случайного знакомства, разжала губы: недавно на фронте погиб муж, ей особенно горько сейчас, когда пришла победа… У многих радость победы не могла заглушить горечь утрат родных и близких. Подумал об этом, и очень захотелось домой, увидеть и обнять жену, дочь, маму», – писал в своих мемуарах Евгений Бусыгин.
После окончания войны Евгений Прокопьевич, работая в Казанском университете, под руководством Н. Воробьева начал восстанавливать Этнографический музей, который был закрыт в 30-х годах XX века и стал «складом экспонатов». Во время Великой Отечественной войны в помещениях Этнографического музея размещалась физическая лаборатория АН СССР, эвакуированная в Казань. Пришлось разыскивать экспонаты, рассеянные по помещениям университета, заново составлять инвентарную опись и создавать экспозицию.
«Являясь в университет в 8 часов утра, я подходил к "куче" коллекций, находившейся в каком-либо шкафу или просто лежавшей на полу в одной из аудиторий, смотрел по каталогу, какие коллекции имеются в данной "куче". Предметы одной и той же коллекции приходилось искать в различных местах», – рассказывал в вышеупомянутой книге Е.Бусыгин.
Эта работа заняла около 9 месяцев. 1 сентября 1946 года музей был открыт, в его помещениях стали читаться курсы общей этнографии. Эта традиция существует и по сей день – в помещениях Этнографического музея читаются лекции по этнологии, проводятся открытые публичные мероприятия Института международных отношений КФУ (кружок «Этнофорум», проект OpenHistory).
В 1946 году во главе с профессором Н. Воробьевым была организована первая послевоенная экспедиция в закамские районы Татарской АССР, в составе которой были Е. Бусыгин, Г. Юсупов и Н. Зорин. В 1947 г. была организована первая экспедиция по изучению русского населения Поволжья. С этого времени началось планомерное изучение русского населения Поволжья как особой группы – «поволжские великороссы». Десятилетия целенаправленной работы Е. Бусыгина и Н. Зорина и их единомышленников позволили поднять мощный пласт этнографического материала. Первые монографии были посвящены материальной культуре русского населения Среднего Поволжья в целом и отдельных ее частей. С конца 1980-х годов сотрудники кафедры во главе с Е. Бусыгиным активно включились в новый для нашей науки дискурс и уже с начала 1990-х годов стали принимать участие в различных научно-исследовательских проектах, направленных на изучение новых этнопсихологических, этносоциологических, этнополитических и этнокультурных процессов.
Справка
Евгений Прокопьевич Бусыгин – профессор Казанского университета, доктор исторических наук, этнограф, музыкант, заслуженный деятель науки ТАССР (1972), заслуженный работник культуры РСФСР (1984), почетный член Русского географического общества (1985), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1997), заслуженный профессор Казанского университета, член Татарской республиканской организации общества «Знание» РСФСР.
Евгений Прокопьевич Бусыгин окончил казанскую школу-семилетку № 4, затем – музыкальную школу им. Р.А. Гуммерта по классу скрипки. В 1929–1932 годы обучался в Восточном музыкальном техникуме (ныне Казанское музыкальное училище). После окончания музыкального училища, в 1932–1935 годах, учился в Казанском механико-технологическом техникуме (это давало преимущество при поступлении в вуз), который окончил с отличием. С 1934 года – профессиональный музыкант ряда оркестров Казани. Играл в Малом оркестре народных инструментов Республиканского радиокомитета (под управлением В.И. Суслина) на четырехструнной домре, Малом симфоническом оркестре Республиканского радиокомитета – на скрипке и альте. В 1937–1939 годах играл в оркестре Татарского государственного драматического театра (дирижер С. Сайдашев) и одновременно – в симфоническом оркестре Татарской государственной филармонии (дирижер А.М. Пазовский). С 1939 года – в оркестре Татарского государственного театра оперы и балета. Параллельно выступал как альтист в камерном квартете из оркестра оперного театра.
Являясь профессиональным музыкантом и играя в ряде оркестров Казани, Евгений Бусыгин в 1935 году поступил на геолого-географический факультет Казанского университета, а в 1938 году перевелся на вновь образованное отделение географии, где поступил под научное руководство Н. Воробьева – выдающегося казанского этнографа, географа, читавшего курсы общего землеведения и истории географии.
Е. Бусыгин награжден орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, вьетнамским орденом «Дружба», юбилейными медалями, почетными званиями: «Заслуженный деятель науки ТАССР» (1972), «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (1997), «Заслуженный работник культуры РСФСР» (1982), «Заслуженный профессор КГУ». Он имеет более 300 научных работ по вопросам этнографии, в том числе десять монографий.