В Елабужском институте КФУ состязание было организовано в трех возрастных категориях: в младшей группе участвовали ребята до 12 лет, в средней – от 13 до 15 лет, а в старшей – от 16 до 19 лет. В зависимости от возраста предлагались три вида конкурса: природно-ориентированный туризм, углеродная нейтральность, возобновляемая и чистая энергия. Контроль и подведение итогов по каждой категории осуществлялось специальной судейской коллегией.
В турнире приняли участие около 70 школьников из Набережных Челнов, Нижнекамска, Зеленодольска, Азнакаево, Мамадыша, Алькеевского, Атнинского, Муслюмовского районов. Всего было подано 18 заявок на три основные версии международной робототехнической олимпиады, то есть задания, которые были здесь представлены, повторяются на республиканском этапе, всероссийском и международном. Финал соревнований будет проходить в Коста-Рике (Центральная Америка).
Каждому виду соревнований предшествовала своя история, в которой раскрывалась цель и специфика задачи. Например, это рассказ о Коста-Рике, стране с богатым биологическим разнообразием, где можно найти множество различных экосистем. Там существуют общедоступные зоны, заповедники и охраняемые водоемы. Необходимо сохранить ареалы обитания ягуаров и черепах, а также других исчезающих видов, чтобы спасти их от вымирания. Основываясь на этом, в первом виде состязания требовалось сделать робота, который будет способствовать развитию природно-ориентированного туризма и поможет ученым и посетителям в наблюдении и изучении чудес природы без ущерба им. Робот переносит ученых и посетителей в зоны, разрешенные для туристов. Маршрут зависит от количества обитателей фауны, обнаруженных в различных зонах. Во время путешествия робот также должен вернуть редких животных, которые забрели в туристические зоны, в свои собственные ареалы обитания: тропический лес или океан.
Вторая история также была связана с экологией. Газы, которые выделяются в результате работы транспорта, промышленных процессов и производства энергии, влияют на температуру нашей планеты. В данном состязании необходимо сделать робота, который поможет компании достичь углеродной нейтральности. Для этой цели робот должен установить источники возобновляемой энергии, например, солнечные панели, и посадить деревья, чтобы сбалансировать влияние выбросов в результате промышленных процессов. Задача робота во втором виде состязания заключалась в том, чтобы свести к нулю углеродный след – количество диоксида углерода, выделяемого в результате промышленных процессов.
В третьем виде соревнований организаторы отметили, что потребность в электричестве возрастает с каждым днем. Все больше требуются такие установки, как ветряные электростанции, которые производят электричество из возобновляемых и чистых источников энергии. В этом состязании необходимо было сделать робота, который поможет построить ветряную электростанцию. Робот должен выбрать наилучшие места для строительства различных ветряных турбин ветряной электростанции, чтобы обеспечить максимальную эффективность работы и отсутствие вредного воздействия на окружающую среду.
«Наши соревнования дадут возможность ребятам лучше подготовиться к республиканскому этапу, который состоится в конце мая в Казани. Соревнования на межрегиональном уровне мы проводим в седьмой раз. Ребята хотят приехать, поучаствовать, мы рады этому, готовы всех принять, чтобы они имели возможность посмотреть на различные решения робототехнических задач, – рассказывает Александр Минкин, главный судья и организатор соревнований. – Самое главное – это познакомить ребят друг с другом, чтобы они увидели, кто на что способен, какие оригинальные решения можно найти. Некоторые решения этих задач уже есть в Интернете, но на самом деле я еще не видел ни одного робота, который был бы скопирован полностью, все они разные. Ребята начинают заниматься моделированием собственного робота и решать конкретную задачу самостоятельно.
Соревнования мы проводим с 2014 года, но в этом году решили предложить задачи, которые даются на международной олимпиаде, раньше мы предлагали задачи Всероссийского этапа. То есть планка серьезно повышена, чтобы ребята уже сейчас не боялись этих задач. Они действительно сложные, но, тем не менее, есть очень опытные педагоги, с которыми мы давно сотрудничаем, они готовят команды и постоянно участвуют в соревнованиях. Думаю, что это правильное направление. По количеству желающих принять участие понимаю, что татарстанские школьники готовы решать эти задачи».
Среди тех, кто «готов их решать эти задачи», есть выпускники нашего института – Айнур Колпаков из Поспеловской школы (со своими ребятами он приезжает на соревнования в четвертый раз), Елена Попырина и Леонид Жестков из елабужской школы № 10 и другие педагоги.
«Я закончил физмат нашего института год назад, сейчас работаю в 10-й школе, веду информатику, параллельно – кружок робототехники у младших и старших школьников. Работа нравится, дети радуют, – говорит Леонид Жестков. - 10-я школа – одна из самых сильных, и школьники там, на мой взгляд, собрались умные, активные. Интересующихся много, но оборудование пока довольно скромное, помещение для занятий небольшое, но мы пытаемся решить эти проблемы. В частности, готовим грант по привлечению детей, находящихся в трудной жизни ситуации. Если удастся выиграть, запасы роботов можно будет увеличить».
Среди участников соревнований ярко выделялись несколько школьников в белых рубашках и желтых безрукавках. Это были ребята из школы № 26 г. Нижнекамска. Их сопровождал директор Мария Пушканова и преподаватель по робототехнике Алсу Хабибуллина. «Мы были здесь четыре года назад. И в этот раз тоже нам понравилась организация соревнований: все компактно, продумано, не затянуто, – призналась Мария Сергеевна. – Я работаю в школе 7 лет, стояла у истоков этого направления, поэтому меня оно особенно интересует. Пока наши робототехники базируются в кабинете информатики, но у нас есть пристрой, в котором планируем организовать стационарное место для занятий. А нарядную форму мы получили благодаря проекту, победителями которого в течение последних трех лет становятся родители учеников нашей школы».
В заключение мероприятия состоялось награждение участников соревнований. В младшей возрастной группе третье место было присуждено Софье Фадькиной (г. Нурлат), второе – Самиру Галиуллину и Веронике Зыковой (г. Набережные Челны), первое – Амиру Аглямову и Матвею Тебенькову (г. Набережные Челны). В средней группе третье место отдано Айрату Габдулгалиеву и Дамиру Ганиеву (с. Поспелово Елабужского района), второе – Рузилю Загирову и Ильдару Садыкову (г. Набережные Челны), первое – Владиславу Хобта (г. Набережные Челны). В старшей возрастной группе места не присуждались.