С руководителями создаваемых в России передовых инженерных школ, одна из которых образована на базе Казанского федерального университета, встретился сегодня в Великом Новгороде Президент РФ Владимир Путин. Презентацию, а также свои предложения от Казанского университета главе государства представили директор ПИШ КФУ Гузель Капитонова и заместитель гендиректора ПАО «КАМАЗ» – директор по развитию Ирек Гумеров.
Президент РФ находится сегодня с рабочей поездкой в Великом Новгороде на мероприятиях по случаю 1160-летия российской государственности. В рамках визита Владимир Путин также встретился с руководителями передовых инженерных школ и их партнерами. Встреча прошла на площадке Новгородской технической школы.
«Передовые инженерные школы» – федеральный проект Министерства науки и высшего образования РФ, в котором принимают участие ведущие российские вузы и отечественные компании. Его цель – обеспечить высокопроизводительные экспортно ориентированные секторы экономики страны высококвалифицированными кадрами для достижения ее технологической независимости, а также создать новейшие виды высокотехнологичной продукции в партнерстве с бизнесом.
Как отметил в начале встречи Владимир Путин, «передовые инженерные школы – звучит это очень впечатляюще и обнадеживает».
«Эта тема особенно актуальна сегодня: наши компании крупные всё привыкли покупать, а сейчас, когда не продают, приходится самим придумывать. Главное, что у нас есть база, на которой можно придумывать, и это прежде всего интеллектуальная база», – подчеркнул он.
По мнению Президента РФ, важно было соединить в этой программе интеллектуальные возможности, те наработки, которые были сделаны до этого в практическом плане, теорию, прикладную науку, потребности наших ведущих компаний, их финансовые возможности и, самое главное, рынок конечной продукции.
«В этом и заключалась идея создания таких продвинутых инженерных школ, чтобы всё в одном месте объединить и добиться необходимого нам, стране успеха», – заявил он.
Передовую инженерную школу Казанского федерального университета «Кибер Авто Тех» в Великом Новгороде представили директор ПИШ КФУ Гузель Капитонова и заместитель гендиректора ПАО «КАМАЗ» – директор по развитию Ирек Гумеров.
Как подчеркнула Гузель Капитонова, ПИШ КФУ территориально находится рядом с производственной площадкой «КАМАЗа» в Набережных Челнах.
«Как и для большинства небольших городов, для Набережных Челнов свойственна проблема оттока кадров, прежде всего молодежи. Поэтому для нас ПИШ – один из инструментов решения этой проблемы, – отметила она. – «КАМАЗ» предоставляет нам реальные боевые задачи, которые позволят притянуть, как магнит, к нам побольше талантливых детей».
Кроме того, ПИШ КФУ отличается тем, что проект поддержал не только индустриальный партнер в лице «КАМАЗа», но и Республика Татарстан в целом.
«Республика готова софинансировать в равных долях, как и «КАМАЗ», – сообщила Г. Капитонова. – Это существенный вклад в развитие нашей передовой инженерной школы».
Специфика ПИШ КФУ обусловлена тем, что все заявленные направления подготовки полностью совпадают с потребностями «КАМАЗа» на ближайшие 5–10 лет, подчеркнула спикер. Это такие направления, как «интеллектуальный автомобиль», «автомобили с низким/нулевым углеродным следом» и «технологии интеллектуального производства».
В свою очередь, Ирек Гумеров рассказал Владимиру Путину об основных задачах, которые планируется решить в рамках реализации проекта.
«В решении задач «КАМАЗа» необходимы квалифицированные кадры, инфраструктура, финансирование и хорошие научно-технические направления. Все это включено в ПИШ. Благодаря реализации проекта мы получим квалифицированные кадры, увлеченные поставленными задачами. А за счет софинансирования мы создаем инфраструктуру для исследований и достигаем научно-технических результатов», – подчеркнул он.
Говоря об одном из направлений ПИШ КФУ – интеллектуальном транспорте, Ирек Гумеров подчеркнул, что оно требует большого объема работы по программированию, искусственному интеллекту.
«И эти задачи мы решаем в Челнах, благодаря челнинцам. Именно из челнинских ребят мы создаем основную команду. Убежден, этот опыт будет успешным», – заметил он.
Представляя ожидаемые результаты работы, директор по развитию «КАМАЗа» перечислил: в 2024 году планируется запустить беспилотный логистический коридор на трассе М-11, создавать больше локальных компонентов. В планах также создание нового поколения электробусов, электромобиля, водородных автобусов, автомобиля на водородном топливе и др.
Представители ПИШ КФУ также выступили с предложениями. В частности, Ирек Гумеров предложил добавить разумную адаптивность в ключевые элементы программы, чтобы люди не боялись браться за амбициозные задачи, расширить обычный 3-летний горизонт планирования, особенно в таких направлениях, как водородное топливо, с возможностью продления успешных направлений, а также фокусированно формировать стратегические задачи для университетов, чтобы уйти от случайностей. Выслушав предложения, Владимир Путин обещал подумать над возможностью их претворения в жизнь. В свою очередь, Гузель Капитонова подчеркнула, что для создания прорывных разработок необходима существенная материально-техническая модернизация.
«Нужно закупить современное оборудование и программное обеспечение, причем отечественного производства, для того чтобы делать прорывные исследования. Вопрос в следующем: можно ли федеральное финансирование в рамках Передовой инженерной школы сделать таким образом, чтобы большинство затрат предусмотреть в ближайшие годы, закупить это оборудование, а остальные затраты уже потом?» – адресовала она вопрос Владимиру Путину.
Комментируя презентацию ПИШ КФУ, Президент РФ подчеркнул, что в основных направлениях работы подняты интересные и важные темы. А в сфере беспилотного транспорта Россия не является догоняющей, скорее – одним из лидеров в этой области.
«Это лидерство нужно сохранять и упрочить, – подчеркнул он. – В этой сфере очень перспективные и интересные разработки. Это то, что действительно нужно».
Что касается предложения директора ПИШ КФУ, Владимир Путин отметил: решение о возможности сдвинуть финансирование может быть вполне целесообразным.
«Я думаю, коллеги исходили из того, что на первых порах много средств не потребуется, потому что это только первые шаги. Но если это связано с закупкой дорогостоящего оборудования и еще что-то, то сделать можно. Во всяком случае ресурсы есть, и, конечно, наверное, можно сделать, чуть-чуть сдвинуть», – убежден он.
Для справки.
При создании передовой инженерной школы КФУ учитывалось множество факторов, в том числе и территориальное преимущество. На территории Камской промышленной агломерации динамично развиваются пять ведущих индустриальных центров, формирующих более 3 процентов российского валового оборота промышленности. Ежегодная потребность в инженерных кадрах предприятий, расположенных только на этой территории, – более 5 тысяч человек. Эксперты прогнозируют ее удвоение к 2030 году с учетом планов по развитию предприятий.
В планах КФУ совместно с индустриальными партнерами и научными организациями к 2025 году отработать и запустить в серию технологию производства электрических грузовых автомобилей с отечественными аккумуляторами. Также школа представит тиражируемое решение в сфере организации цифровых производств. А к 2026 году планируется наладить выпуск беспилотных грузовиков и продемонстрировать первые промышленные решения по водородным топливным элементам. К 2030 году школа предложит эффективную оригинальную отечественную технологию изготовления и эксплуатации водородных двигателей и батарей.
Для этого КФУ разрабатывает собственную модель инженерного образования, учитывающую пожелания работодателей и возможности вуза. У университета имеется серьезный инновационный задел и значительный опыт в реализации образовательных программ по направлениям деятельности школы «Кибер Авто Тех». В первую очередь это фундаментальная подготовка по естественно-научным, математическим и техническим дисциплинам, которые сформированы с учетом новых требований, а также связь с прорывными научно-исследовательскими лабораториями, деятельность которых осуществляется в рамках реализации программы развития «Приоритет-2030».
Уже сегодня ключевыми партнерами Казанского федерального университета по прикладным инженерным исследованиям выступают ведущие вузы и научные организации: ОИЯИ (включая Университет Дубна), МФТИ, СВФУ, МГУ, СПбГУ, Сколтех, ФИЦ КазНЦ РАН и другие малые и средние инновационные компании, центры исследований и разработок.