«Визуализация героев произведений Л.Толстого на киноэкране» - тема лекции, которая прошла сегодня в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета. Лектором выступила доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы Тульского государственного педагогического университета Евгения Райхлина.
Встреча началась с приветственных слов директора ВШЖиМК Леонида Толчинского, который напомнил, что 2018 год в КФУ решением ректора пройдет под знаком наследия Льва Толстого. В Татарстане также недавно принятым распоряжением Президента РТ предстоящий год объявлен Годом Толстого.
«Для нас это особая фигура – молодой Толстой здесь жил, учился в Казанском университете и даже бывал в этой аудитории», - отметил он.
Творческая встреча проходила в рамках Международного молодежного научно-образовательного фестиваля им.Льва Толстого. Евгения Райхлина отметила, что очень рада тому, что такие мероприятия проводят не только на родине писателя. Живя в Туле, недалеко от Ясной Поляны, по признанию самого спикера, важность и масштабность Толстого немного меркнет. В связи с этим профессор разработала авторский курс «Лев Толстой и искусство кинематографа», с которым и выступила перед студентами КФУ.
«Вообще, что такое визуализация? Это визуальное представление. Как и многое другое, литературу мы также можем увидеть, например, через мир экрана. В свою очередь, мир экрана –это система особых аудиовизуальных образов: время, пространство, кадр, план, монтаж. Экран несет в себе поле ассоциативных, эмоционально-образных связей, которые составляют тайну сопереживания героям и автору», - пояснила профессор.
Лекцию Евгения Райхлина начала с истории кинематографа. Рассказала аудитории о первых русских режиссерах: Я.Протазанове, Е.Бауэр, В.Старевич. Именно они снимали первые немые фильмы. Лектор отмечает, что первые русские кинематографисты обращаются именно к русской классике. Профессор считает, что эти киноновинки могли служить методическим материалом для обучения, ведь на деле это был иллюстративный материал литературных произведений.
«Толстой считал, что синематограф должен показывать русскую жизнь, так как она есть. То есть он выступал за правду. Также есть такая теория, что Толстой сам хотел писать сценарии для фильмов. Но этого наверняка мы знать не можем», - отметила Евгения Райхлина.
В первых фильмах режиссеры переносили на экран только события романа, даже не затрагивая идейных, философских проблем. Спикер отмечает, что литература научила кино искусству превращения реальный среды в образную атмосферу действия. Кино переняло у литературы принципы композиции.
Профессор рассказала аудитории об Александре Дранкове, который первый стал снимать кинохронику. Он же первым делает документальное отображение Толстого на киноэкране. Эта съемка стала тогда откровением и поводом, чтобы обратить внимание на новое искусство. Толстой имел настолько весомый авторитет, что его фамилия привлекла к кинематографу особое внимание.
Уже после смерти писателя был снят первый художественный фильм «Уход великого старца». Были использованы снятые при жизни хроники. «Актер не обладал ни малейшим сходством с Толстым, но отлично играл», - подчеркнула Райхлина.
Но картина в скором времени была закрыта по нескольким причинам: семья не хотела «выносить сор из избы»; присутствовали документальные кадры, где Толстой показан на смертном одре; в финале показана встреча Льва Толстого с Иисусом на небесах, чего тогда на экране показывать было нельзя.
Лектор считает, что этот фильм можно назвать новаторским. Она отметила, что самыми популярными для экранизации романами Толстого являются «Война и мир» (10 экранизаций), «Воскресенье» (20 экранизаций). И, конечно, «Анна Каренина» - первый немой фильм был снят по роману еще в 1910 году в Германии.