В Казанском федеральном университете в рамках IX Международного форума по педагогическому образованию IFTE-2023 состоялось заседание Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки».
В заседании приняли участие председатель ФУМО, научный руководитель Центра развития педагогического образования Российской академии образования, директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета Елена Казакова, заместитель председателя ФУМО, директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин, заместитель председателя ФУМО, руководитель аппарата ФУМО, доцент кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Ирина Кондракова, заместитель председателя ФУМО, заведующая кафедрой дошкольной педагогики РГПУ Александра Гогоберидзе, председатель СПК в сфере образования, член Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание» Любовь Духанина, руководитель Центра развития педагогического образования РАО Елена Врублевская, начальник управления взаимодействия с педагогическими вузами Академии Минпросвещения России Инна Головина и другие.
Открывая заседание, Елена Казакова поблагодарила участников заседания и Казанский федеральный университет за хорошую организацию форума и отметила, что заседание будет проходить в гибридном формате.
«Мы должны сегодня проделать очень большую и важную работу. Она связана с проектом Федерального государственного образовательного стандарта 4.0 (нового поколения). Мы ставим перед собой задачу разработки ФГОС, ориентированного на российскую систему высшего образования, ту, которую сейчас воссоздает, строит, развивает все наше образовательное сообщество. Мы, педагогическая отрасль, только составная ее часть», – сообщила она.
Председатель ФУМО отметила, что на заседании будет приниматься первая версия стандарта нового поколения, ориентированного на развитие новой отечественной системы высшего образования в области педагогики. На ее основе к 10 июня будет подготовлен проект документа, который отправят в Министерство науки и высшего образования РФ.
«Мы абсолютно точно будем строить стандарт практико-ориентированный, настроенный на согласование с нашими постоянно обновляющимися профессиональными стандартами», – подчеркнула она.
Первой свой доклад «Система квалификаций в образовании как способ учета мнений работодателей» представила участвующая в заседании онлайн Любовь Духанина.
«Я хочу присоединиться к словам благодарности, которые сказала Елена Ивановна в адрес Казанского федерального университета. Он всегда предоставляет хорошую, качественную площадку для дискуссий», – начала она свою речь.
«Сегодня перед системой высшего образования поставлены новые, нетривиальные задачи. Речь идет о всестороннем формировании системы образования, ориентированной на национальные интересы страны. 12 мая Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным был дан старт реализации пилотного проекта по совершенствованию системы высшего, в том числе педагогического, образования», – проинформировала Любовь Николаевна.
Одним из направлений этой деятельности является, по ее словам, разработка нового ФГОС.
«Уже обозначен новый контур системы подготовки кадров, речь идет также о реализации концепции развития педагогических кадров и разработке ядра высшего педагогического образования. Концепция утверждена более года назад. На этот год есть план работы, утвержденный Правительством Российской Федерации», – заметила выступающая.
Она сказала, что будут разработаны единые подходы к структуре, содержанию и оценке качества подготовки педагогических кадров.
«Нам очень важно достичь баланса между фундаментальной и прикладной областями знаний. Конечно же, очень важна и практико-ориентированность подготовки педагогических кадров. Нам важно, чтобы сама система становилась более гибкой, настроенной на решение актуальных задач», – добавила Л. Духанина.
Она акцентировала внимание на том, что выпускники должны отвечать потребностям рынка труда, поэтому систему квалификаций необходимо выстраивать таким образом, чтобы она позволяла готовить специалистов, необходимых рынку труда.
«Это значит, что наши образовательные программы должны постоянно коррелироваться и соответствовать требованиям работодателей. Мы оцениваем в рамках профессиональной общественной аккредитации образовательные программы через призму выполнения запроса работодателя», – сказала член Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.
Доклад «Проектирование ФГОС 4.0. Базовые принципы и подходы» представила Е. Казакова. Она рассказала об основных подходах к проектированию, а также о том, какими будут сроки обучения по различным программам подготовки.
«Мы будем строить базовое высшее образование со сроками обучения от 4 до 6 лет. Мы не станем искусственно завышать сроки обучения, потому что никто не заинтересован в позднем выходе на рынок труда наших студентов. Вместе с тем мы не будем пытаться подготовить за 4 года студентов по тем специальностям, где это невозможно», – акцентировала внимание она.
Все существующие ступени образования будут сохранены, сообщила Елена Ивановна.
Далее свои доклады представили Александра Гогоберидзе и Инна Головина («Макет ВО по направлениям 10.1 Педагогическое образование»), декан факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета Мария Сафронова («Предложения по базовому высшему образованию: 10.02 психолого-педагогическое образование»), профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии РГПУ им. А.И. Герцена Виталий Кантор («10.00.03 специальное (дефектологическое ) образование») и другие участники ФУМО.
Во второй части мероприятия состоялось обсуждение выступлений и первой версии образовательного стандарта четвертого поколения, работа над которой будет продолжена.
«Заседание Федерального учебно-методического объединения – это очень важное событие для системы подготовки учителей нашей страны, – сообщил Центру медиакоммуникаций КФУ в перерыве Айдар Калимуллин. – Сейчас в России началась разработка нового Федерального государственного образовательного стандарта. На сегодняшнем заседании утверждаются общие принципы и подходы к его проектированию в области педагогического образования. Речь идет о документах, по которым будет развиваться педагогическое образование в нашей стране в ближайшие годы. Мы очень рады, что Казанский университет собрал сегодня самых авторитетных профессионалов в этой области и именно здесь принимаются основополагающие решения».