Департамент по информационной политике Казанского федерального университета продолжает проект «Здравствуйте, я ваш директор», в ходе которого директора институтов, декан Юридического факультета в формате интервью говорят о своей карьерной траектории, о личном, размышляют об образовании, студенчестве, рассказывают о бюджетных местах, возможностях обучения и т.д.
Сегодня мы беседуем с директором Института физики Маратом Гафуровым.
Марат Ревгерович, расскажите, пожалуйста, почему вы решили связать свою жизнь с физикой?
М.Г.: Физика – это особенный способ видеть мир. Для меня всегда было интересно что-то исследовать, глубоко погрузиться в проблему, решить интересную задачу. Я окончил физико-математическую школу №131. Помню, как до ночи решал примеры, задачи по физике, математике, как было сложно и увлекательно. Не было сомнений, какое направление выбирать, я сразу понимал, что это – физфак Казанского университета. Здесь мне очень все нравилось: с утра до вечера занятия, глубокие интересные теории, самостоятельные исследования. В общем, физика увлекла настолько, что заняла все время, его не оставалось на что-то другое. Возможность для расширения кругозора – занятий спортом, танцами, театром, организации мероприятий – появилась уже в аспирантуре. Такое было движение: от «ботаники» (смеется – прим. ред.) к культуре. Потом были очень интересные стажировки, работа здесь, в университете, в серьезных научных группах с мировым статусом под руководством блистательных учителей, среди которых М.А. Теплов, И.Н. Куркин, Л.К. Аминов, М.В. Еремин, Н.И. Силкин, G. Hermann, T. Prisner, С.Б. Орлинский. Это был долгий и интересный путь от младшего научного сотрудника до ведущего научного сотрудника и директора Института физики.
Здорово! Думаю, всем будет интересно узнать: как дорасти до директора?
М.Г.: Совет простой: заниматься любимым делом, делать то, что самому нравится, но делать с радостью и уверенностью, что все получится. Работать над собой и над выбранной темой: изучать, копать вправо, влево, если что-то не получается, не унывать, дать себе время, отойти в сторону, посмотреть на ситуацию со стороны, но не забывать о цели. Если кратко, то ключ к успеху – настойчивость и оптимизм.
Университет стал хорошим трамплином для вас в плане карьеры, а повлиял ли он на вашу личную жизнь? В Год семьи не могу не спросить: с вашей супругой Юлией Валентиновной Андреевой вас связал Казанский федеральный?
М.Г.: Мы познакомились случайно, но потом, когда поняли, что оба из Казанского университета, это нас сблизило. Оказалось, со студенчества ходили по одним коридорам альма-матер, но она – в гуманитарном, а я – в естественно-научном крыле (Юлия Андреева – журналист и психолог, доктор педагогических наук, профессор кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций). Наши пути в итоге пересеклись, все замечательно сложилось. Сейчас в нашей семье четверо детей, сын учится на физика, младшая дочь – школьница, немного танцует и поет на корпоративных институтских мероприятиях, у нас уже даже есть внучки! Мы как родители показываем детям все самое лучшее, что есть в университете. Дети растут, ищут себя, идут за своим интересом. Стараемся поддерживать их в этом. Считаем, что детям нужно доверять поиск своего пути и поддерживать. Важно, чтобы выросли не карьеристами, а хорошими, добрыми и оптимистичными людьми…
Как и чем вы привлекаете абитуриентов?
М.Г.: Мы ведем масштабную просветительскую работу как офлайн, так и на всех возможных онлайн-площадках. Помимо разнообразных научно-популярных лекций, постоянных дней открытых дверей, онлайн- и офлайн-встреч с нашими ведущими учеными и преподавателями, мы организовываем пробные семинары по ЕГЭ, ОГЭ. В этом месяце провели ЕГЭ по математике для тех, кто интересуется физикой, и вместе с Лицеем им. Н.И. Лобачевского – первую городскую командную олимпиаду по физике для учащихся 7–8-х классов, Наши преподаватели, доценты, профессора ездят по школам, и не только по Казани, районам нашей республики, но и по Ульяновской, Кировской области, выезжают за рубежи нашей родины, проводят профориентационные мероприятия. Мы работаем и с учителями, и с теми, кто будет сдавать физику и математику. Из Башкортостана у нас очень много хороших студентов. Бывает, что когда гости приезжают из Москвы, например, с экскурсией в Казань, то в программу пребывания вписывают и посещение Института физики, потому что это интересные лаборатории, это демонстрационные эксперименты, и расположение в центре города нам в плюс. Ну и что уж говорить о наших обсерваториях, которые и до вхождения в список ЮНЕСКО привлекали особое внимание детей и взрослых, интересующихся астрономией, астрофизикой и космосом. Все это – наш вклад в естественно-научную картину мира подрастающего и уже не очень поколения.
Наверное, эти принципы сказываются и на ваших обучающихся?
М.Г.: Мы стараемся создать все условия для того, чтобы учиться у нас было интересно, чтобы то, что они, будучи студентами, изучали, сразу находило применение. Поэтому много времени в учебном процессе уделяем практическим, лабораторным и самостоятельным работам. Занятия у нас построены так, что с 3-го курса бакалавры и специалисты распределяются по кафедрам и занимаются научной работой. У нас широкий разбег по специальностям. Это и педагогическое образование, инноватика, физика, радиофизика, биотехнические системы и технологии, нанотехнологии, медицинская физика, информационная безопасность... Так, оказываем влияние на гармоничное развитие личности не только в учебе и науке, но и в разнообразных спортивных, социальных и культурных аспектах.
Студент Института физики, он какой?
М.Г.: Он умный, системно мыслящий, одаренный, волевой, сильный. Уважает себя и знает себе цену. Немного интроверт, спортсмен… Физик – это романтик, лирик, иначе нет простора для творчества. У каждого должна быть необычная идея, свой подход: как сделать что-то новое, как подойти к проблеме, как ее оригинально решить. Если нет какого-то творческого начала, то оно может развиваться со временем на базе тех знаний, которые он получает, а потом: «О, эврика!» Далее он начинает мыслить уже по-другому, набирая определенный багаж знаний, в котором математика, общая физика, специальные разделы физики. Все это складывается в большую, красивую и целостную картину мира. Поэтому без творческого начала достаточно трудно быть физиком.
Мы живем в эпоху научного ренессанса. Словосочетание «Казанская физическая школа» неразрывно связано с университетом…
М.Г.: Я считаю, что в этом поле мы работаем достаточно продуктивно, но есть к чему стремиться и куда развиваться. На базе Института созданы и активно действуют четыре диссертационных совета по восьми специальностям. Мы сохранили наши школы магнитного резонанса, оптики, электроники, приборостроения, радиотехники, что становится крайне востребованным в современных условиях.
Кроме того, у нас есть ряд лабораторий, оснащенных современным и уникальным оборудованием, куда для проведения исследований приезжают ученые со всей России для того, чтобы провести свои эксперименты. И тут многое зависит не от приборов и оборудования, а от людей. Наши специалисты и их компетенции – главное наше богатство. И это работает, потому что есть высококвалифицированные специалисты, хорошие аспиранты и обученные студенты.
Как обстоят дела с индустриальными партнерами?
М.Г.: Для тех, кто решил связать жизнь с наукой и научно-технологическими изысканиями, открыты широкие дороги. Выпускники идут работать в различные учреждения, ведущие организации Российской академии наук (РАН), расположенные не только в Казани, но и практически во всех регионах РФ – от Калининграда до Владивостока, чему способствуют давние связи, совместные научные проекты и соглашения о сотрудничестве. В Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ, г. Дубна, Московская область) на хорошие зарплаты постоянно требуются не только профессионалы, обладающие познаниями в области ядерной физики и материаловедения, но и биофизики/биотехнологи, IT-специалисты, те, кто любит и умеет конструировать и чинить различные приборы и устройства. Сотрудничаем с ПАО «Татнефть», Концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), с «Роскосмосом», где наши студенты проходят практику. Сбербанк, Иннополис и «Яндекс» с удовольствием берут наших выпускников различных направлений, владеющих цифровой грамотностью. Школы и высшие учебные заведения по всей России буквально требуют наших студентов уже со старших курсов. Растущее количество медицинской техники для диагностики и лечения в государственных и частных клиниках не может обойтись без наших высококвалифицированных специалистов – биотехнологов и медфизиков.
То есть ваши выпускники очень востребованы на рынке труда?
М.Г.: Да, многие студенты, проучившись 2–3 курса, уже устраиваются на работу. Например, вышеупомянутые геодезисты, радиофизики, биотехнологи, получив хорошие знания у нас, начинают трудиться по специальности, еще не окончив бакалавриат, а медицинские физики – с первого курса магистратуры.
Несколько слов о приемной кампании-2024/2025.
М.Г.: Общее количество бюджетных мест в новом учебном году в нашем Институте для бакалавров и специалистов составит 325. Еще 125 бюджетных мест – в магистратуре. В связи с растущей необходимостью для страны развития астрономии и геодезии нам увеличили количество бюджетных мест до 40 и 30 соответственно. Это признание того, что Казанский федеральный университет – один из самых передовых по подготовке специалистов в этих областях.
Есть ли мода на образовательные направления среди абитуриентов?
М.Г.: Многих привлекает «Информационная безопасность» – это синтез IT-направления и радиофизики. Среди важных профессиональных компетенций направления – применение достижений информатики и вычислительной техники, переработка больших объемов информации, производство целенаправленного поиска в глобальных компьютерных системах; способность принимать участие в эксплуатации подсистем управления информационной безопасностью предприятия. Выпускников ожидают IT-компании, государственные структуры, крупные предприятия, научные организации и фирмы, банковские структуры и силовые органы.
Кстати, по итогам приемной кампании прошлого года на направление «Информационная безопасность» максимальный балл по ЕГЭ составил 300, средний – 230. По направлению «Нанотехнологии и микросистемная техника» самый высокий балл составил 286, а средний – 208, такое же максимальное значение наблюдалось среди поступающих на направление «Радиофизика» – 286 и 205 соответственно.
Марат Ревгерович, давайте перейдем к блиц-интервью.
М.Г.: Интересно, давайте попробуем!
1. Ваша любимая книга?
Я люблю Толстого, Достоевского, Гёте. Но читать приходится много научной литературы. В данный момент это «Организация эксплуатации и ремонта установок электроцентробежных насосов в нефтедобывающей отрасли» С. Шарипова, Ф. Забирова и В. Акшенцева.
2. Известные персоны, которые повлияли на ваше становление?
Карл Алекс Мюллер – большой друг нашего университета, почетный профессор Казанского университета, с которым мне повезло и лично общаться. На него хотелось бы равняться, он достиг больших успехов в мировом масштабе – лауреат Нобелевской премии по физике 1987 года за открытие высокотемпературной сверхпроводимости.
Джеки Чан – первый человек, который превратил китайские боевики в комедию. Люди науки могут не спать ночами, думать, затем читать по несколько лекций, а образ Джеки Чана нам демонстрирует то, что все можно сделать проще и в то же время с юмором, увлекательно и интересно. При этом под этим всем стоит многолетняя, кропотливая, упорная работа.
Чарли Чаплин – потому, что он напоминает мне о простоте и величии. Ведь если вы думаете, что сделали что-то новое, посмотрите фильмы этого гениального комика. Чарли Чаплин многое отыграл уже сто лет назад. Надо понимать, что мы стоим на плечах гигантов, нужно знать, что они сделали. Не стоит говорить: «Мы впервые, мы самые-самые», – это ставит под сомнение тот результат, который был получен ранее. Физики шутят – если в экспериментах открыл нобелевский результат – срочно закрой его!
3. Физика – это симфония?
Физика – это гармония множества элементов, уникальное переплетение смыслов, сочетание всего, что угодно, в нашей науке множество направлений. Когда все они «соединяются» в одной научной статье, то, с одной стороны, ты должен рассказать об открытии логично, с другой стороны, ты должен раскрыть все подробности, с третьей стороны, ты должен показать новизну и притом хорошим научным языком. Вот поэтому физика – это действительно симфония.
4. Университет – это про студентов или про науку?
Без фундаментальной науки нет глубокого обучения. Обучение студентов – это синергия, симбиоз старого, фундаментального, и нового, инновационного. Что главное в смартфоне: экран или электроника, а может быть, тонкости интерфейса? Экран без электроники не работает, электроника без экрана тоже ничего не стоит, это как компьютер без клавиатуры и мышки, навороченная программа или операционная система ничто без «железа» и, наоборот, «железо» будет лишь грудой железа без программного интерфейса. Поэтому нельзя говорить, что студент – главный или преподаватель – во главе всего процесса, это не так. Важно, как они взаимодействуют, как друг друга меняют, улучшают. В нашем институте еще говорят: «Если театр начинается с вешалки, то институт начинается с инженера лаборатории (лаборанта)».
5. Казанский федеральный университет – это...
Когда я вижу аббревиатуру «КФУ», думаю, как бы ее сейчас расшифровал. Можно придумать много разных вариантов под настроение. Сейчас подходит, например, «Клуб философских универсалов». Казанский университет – это все, это целый мир. В трех словах его точно невозможно описать… скажу в двух! Как говорил герой советского фильма «Кавказская пленница»: «И житница, и здравница»!
Благодарю за беседу!