Сегодня в актовом зале КСК КФУ «Уникс» с заседания секции «Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию в 2017-2018 году» начал работу I Съезд учителей истории и обществознания Татарстана.
Он посвящен инновациям современной образовательной среды как фактора повышения качества и доступности исторического образования в республике и будет проходить на базе КФУ в течение двух дней. Пленарное заседание состоится завтра, 8 августа, в Елабужском институте КФУ.
Сегодня почти тысячу участников I Съезда учителей истории и обществознания РТ приветствовали первый проректор КФУ Рияз Минзарипов и директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов. По словам Рияза Минзарипова, педагогическое образование в Казанском университете — одна из приоритетных академических стратегических единиц гуманитарного направления «Учитель XXI века».
«Педагогическая составляющая, а это 16% от образовательного потенциала всего университета, сегодня тесно интегрирована в учебный процесс в вузе и служит основой для внедрения новых обучающих технологий практически по всем направлениям подготовки», — заявил первый проректор КФУ.
Как отметил спикер, в Казанском университете формируется собственная модель педагогического образования. Она основана на сочетании возможностей классического и педагогического университетов, национальных традиций и международного опыта. Это позволило создать несколько вариативных подходов к обучению будущих учителей.
По мнению Рияза Минзарипова, вопросы преподавания истории и обществознания в школе привлекают пристальное внимание во всех странах. Это имеет особый резонанс на фоне глобальных вызовов XXI века. Экономические, социальные, политические изменения, происходящие в мире и России в последние десятилетия, а также информационная революция, увеличили открытость социумов и степень свободы личности.
«Современные вызовы требуют формирования нового исторического мышления у молодого поколения, — считает он. — Поэтому воспитание и образование молодого поколения являются приоритетными в социально-экономическом и культурном развитии всех стран. В обществе существует понимание, что школьное историческое и обществоведческое образование есть нечто большее, чем просто учебный предмет. История и обществознание дают молодому поколению возможность войти в мир реальных людей, живших до него, и живущих рядом с ним, показывает, какими титаническими усилиями был создан наш современный мир».
Ответив, что Казанский университет предоставляет возможности для уникального сопровождения профессиональной карьеры учителя, включающие не только подготовку, но и систему повышения квалификации, Рияз Минзарипов пожелал участникам съезда успешных и плодотворных дискуссий.
В свою очередь Рамиль Хайрутдинов отметил, что пространство педагогического образования сворачивается как шагреневая кожа, принимает несколько иные формы.
«Казанский федеральный университет, вобрав в себя целый ряд педагогических институтов и университетов, пытается в достаточно сложной модели сохранить замечательные традиции, которыми мы горды, — сказал он. — Но пришло новое время, которое влечет за собой новые требования, и учителя хотят слышать от нас не только бравурную риторику».
По словам директора Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, важно, чтобы татарстанский учитель получал возможность говорить о качестве преподавания, имел возможность общаться с представителями федеральных специализированных институтов. Благодаря КФУ, который организовал I съезд учителей, такая площадка появилась — педагоги могут почувствовать себя вовлеченными в дискуссию, а вуз становится мостиком к новым знаниям и требованиям. Как подчеркнул Рамиль Хайрутдинов, мероприятие обещает стать традиционным. Возможно, подобные встречи учителей будут проводиться ежеквартально, некоторые из них — в дистанционной форме.
«Важно, чтобы учителя могли донести через нас свои пожелания, требования и предложения. А мы совместно с Минобрнауки РТ и РФ, специализированными институтами могли максимально полно предоставить необходимые материалы, — резюмировал он. — Я очень переживаю за педагогическое направление, его необходимо трансформировать — изменить подход, мы должны слышать и слушать педагога, чтобы помочь ему для работы в школе».
Основным докладчиком на сессии выступила руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию Татьяна Лискова (Москва, ФИПИ). По ее мнению, Татарстан среди других регионов России отличается неподдельным интересом к новациям и желанием участвовать в дискуссиях, а учителя республики активно откликаются на инициативы.
В своем выступлении Татьяна Лискова дала учителям конкретные рекомендации для успешной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ — где найти необходимые материалы, на какие учебники лучше ориентироваться, а также обозначила критерии оценки при проверке работ и разобрала отдельные типовые задания экзамена. Эксперт убеждена, что школьники, систематически занимающиеся предметом, в состоянии сдать ЕГЭ, по крайней мере, преодолеть минимальный порог, и без помощи репетиторов. Последние зачастую становятся просто мерилом состоятельности родителей и элементом престижа. Спикер также развенчала миф о якобы легкости сдачи ЕГЭ по обществознанию, при этом, правда, отметив положительную динамику: в целом по стране выросло число стобалльников по этому предмету — с 59 в прошлом до 142 в этом году, а также высокобалльников — 4,5% в этом году (3,7% было в прошлом году). Минимальный же балл не набрали 13,8% выпускников (в прошлом году их было 17,5%). ЕГЭ по обществознанию — это самый массовый экзамен по выбору, который в этом году сдавали более 350 тысяч выпускников.
В свою очередь председатель предметных комиссий ОГЭ и ЕГЭ в РТ по истории и обществознанию, доцент КФУ Альбина Файзуллина после 2-часового выступления предыдущего оратора сначала предложила коллегам немного размяться на физкультминутке. После чего обрисовала ситуацию с ЕГЭ по истории и обществознанию в Татарстане. Цифры сплошь положительные: увеличился средний балл по обоим предметам, снизилось число не преодолевших минимальный порог (1,8% по истории и 4,8% по обществознанию в этом году против 2,6 и 7,7 в прошлом году). Однако настораживает динамика значительного снижения количества сдававших экзамены по этим предметам школьников Татарстана — в 2016 году ОГЭ по истории сдавали свыше 1,5 тысячи татарстанцев, а в этом лишь 900. Схожая тенденция и по обществознанию — 20 тысяч против 18 тысяч человек. Она предположила, что в этом году двоечники просто переключились на сдачу других предметов, в частности, географию, баллы по которой снизились. Вместе с тем, есть вероятность, что с 2020 года ЕГЭ по истории станет обязательным, в связи с чем учителям надо засучить рукава и заняться подготовкой учащихся к такой перспективе.
«Если мы технично и красиво половину двоечников в этом году отправили, и результаты у нас получились хорошие, то куда мы их отправим в 2020 году?» — задалась спикер риторическим вопросом.
Исходя из результатов ЕГЭ, наибольшие проблемы на экзамене по истории у школьников вызывает работа с картами и иллюстративным материалом, считает она.
Форум проводится Институтом международных отношений, истории и востоковедения КФУ при поддержке Министерства образования и науки РТ, Регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, Отделения Российского исторического общества в Казани и Института развития непрерывного образования. В рамках форума обсуждаются вопросы, связанные с тенденциями развития современного исторического образования в школах, методами повышения его качества, нюансами подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию, применением новых технологий и инноваций в сфере образования, способами поддержки одаренной молодежи, а также совершенствованием системы подготовки педагогических кадров. Кроме того, будет подниматься тема популяризации исторического знания в обществе и, как следствие, строгого контроля за соблюдением историко-культурного стандарта в многочисленных изданиях и программах исторического толка.