На заседании Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа обсудили проблему подготовки разработчиков новых технологий для обеспечения технологического прорыва.
«Новые технологии существенно междисциплинарны, а система образования развивалась вслед за схемой деления наук, а не за схемой интеграции, поэтому у системы образования во всем мире есть эта проблема, и у нас она тоже есть», – сказал во вступительном слове председатель Совета ректоров вузов ПФО Роман Стронгин о подготовке разработчиков новых технологий.
Вместе с тем он отметил, что вузы ПФО проделали большую работу по совершенствованию подготовки разработчиков новых технологий и сообщил, что по итогам этой работы будет принято соответствующее решение, которое станет основой для выработки рекомендаций по развитию образования в нашей стране.
Об опыте опережающей подготовки и переподготовки инженеров-разработчиков для современной индустрии в вузах Республики Татарстан рассказал в своем выступлении проректор по образовательной деятельности Казанского федерального университета, директор Института физики Дмитрий Таюрский.
Первую часть своего доклада он посвятил Институту информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ, созданному на базе Высшей школы ИТИС, которая возникла в 2011 году по инициативе вуза, Министерства информатизации и связи РТ, а также крупнейших IТ-компаний региона.
«Целью открытия подразделения стала подготовка таких специалистов IТ-отрасли, которые были бы актуальны в момент выпуска и не было бы необходимости дообучать их на производстве», – подчеркнул проректор.
Он акцентировал внимание на том, что учебный план ИТИС, в котором сегодня обучаются более 1100 человек, составлялся и составляется вместе с кампаниями-партнерами, а преподают в этом институте профессионалы из IТ-индустрии, которые учат на реальных проектах тому, что нужно на рынке.
«Базовая часть образовательной программы строится в соответствии с мировым стандартом CS Curricula 2013. В то же время проходит регулярная работа совместно с партнерами – ведущими компаниями региона, где формируются элективные курсы по ключевым современным технологиям, продуктам и решениям. Эти курсы читаются приглашенными специалистами компаний. Список элективов регулярно обновляется путем ежегодного опроса компаний», – проинформировал Дмитрий Альбертович.
Он также сообщил, что в ИТИС существует система виртуальных лабораторий-представительств компаний-партнеров, в которых студенты делают проектную работу по заданной тематике. А компания-партнер влияет на образовательную траекторию студента, рекомендуя пройти свои курсы либо другие курсы по выбору образовательной программы.
«К 2021 году общее количество лабораторий – 21, элективов – 86. За 2015-2020 годы выпущено 636 выпускников с 100% трудоустройством по специальности. Ежегодный средний балл и проходной балл входит в топ-5 по стране по направлению "Программная инженерия"», – привел данные Д.Таюрский.
Он отметил, что в РТ существует грантовая программа, которая стимулирует студентов отрабатывать в компаниях на территории Республики Татарстан. Это мотивирует компании теснее участвовать в образовательном процессе. За 10 лет работы ИТИС Правительство Татарстана выделило талантливым студентам гранты на общую сумму более 180 миллионов рублей. Все абитуриенты, сдавшие ЕГЭ и поступающие на первый курс в ИТИС, имеют право участвовать в конкурсе на грант по IT, покрывающий расходы на обучения в ИТИС.
После завершения обучения выпускник обязан осуществлять трудовую деятельность в сфере информационных и коммуникационных технологий на территории РТ в течение периода, равному сроку обучения по гранту.
По мнению Д.Таюрского, качество подготовки инженерных кадров – это один из ключевых факторов конкурентоспособности.
«Взрыв цифровых технологий не оставляет нам времени на раздумья, и самый короткий путь для удовлетворения спроса рынка и совершения прорывов – это, конечно, либо двухгодичные магистерские программы, либо переподготовка инженерных кадров», – резюмировал он.
Далее проректор КФУ рассказал об опыте подготовки и переподготовки инженеров-разработчиков для современной индустрии в вузах Татарстана.
На заседании Совета ректоров вузов ПФО с докладами также выступили: ректор Нижегородского государственного университета Сергей Дмитриев («Проектно-ориентированное обучение с учетом жизненного цикла продукции»); ректор Национального исследовательского Нижегородского государственного университета Елена Загайнова («Новые технологии в новом классическом университете»); ректор Самарского национального исследовательского университета Владимир Богатырев («Роль научно-образовательных центров мирового уровня в кадровом обеспечении технологического прорыва»); ректор Пензенского государственного университета Александр Гуляков («Инновационные подходы в работе Пензенского государственного университета на кадровое обеспечение технологического прорыва»); ректор Ульяновского государственного университета Борис Костишко («Подготовка лидеров и команд для создания цифровых продуктов. Практика»).
«Центральный вопрос технологического прорыва – это способность молодого разработчика новых технологий что-то придумать. А для этого он должен уже в годы учебы принять участие в реальной проектной работе. Ему нужен настоящий профессиональный наставник», – сказал, завершая совет ректоров, Роман Стронгин.