Ученые-экологи Казанского федерального университета оценили степень рекреационной привлекательности территорий Татарстана. Исследование было проведено для фонда «Институт развития городов РТ» в апреле-мае этого года. В рамках него создана специальная цифровая карта.
В реализации проекта приняли участие заместитель директора по научной деятельности Института экологии и природопользования Мария Кожевникова и доцент кафедры общей экологии ИЭиП Вадим Прохоров.
«Рекреационный потенциал – характеристика той или иной территории, обладающей свойствами, которые позволяют ей быть привлекательной для людей. Исследовательская работа была выполнена на основе научных изысканий и математических методов, учитывающих природные, инфраструктурные и историко-культурные характеристики. В созданной нами цифровой карте территории были ранжированы по их рекреационной привлекательности. В анализ были включены данные о лесах, водоемах, пляжах, особо охраняемых природных территориях, объектах истории и архитектуры и многие другие», – отметила Мария Кожевникова.
Благодаря проведению в КФУ планомерных и долговременных экологических исследований, учитывающих многие компоненты, и накоплению данных в цифровом виде стало возможным выполнить этот проект в кратчайшие сроки.
Анализ выявил, что наибольшую важность для рекреационного потенциала территории имеют наличие расчлененных форм рельефа (холмы, склоны, овраги, возвышенности и т.д.), близость к особо охраняемым территориям и доступность (наличие дорог). Менее важно расстояние до водоемов, островов, всех типов лесов и историко-культурных объектов.
«Мы пришли к выводу, что среди муниципальных районов РТ лидер по количеству участков с высоким рекреационным потенциалом и их суммарной площади – Верхнеуслонский район. Также в целом высокий рекреационный потенциал у Камско-Устьинского, Зеленодольского, Высокогорского, Елабужского, Бавлинского и Бугульминского районов. Хотя бы один контур с высоким рекреационным потенциалом есть практически в каждом районе. Наиболее низкий рекреационный потенциал наблюдается в Алькеевском, Аксубаевском, Атнинском районах», – отметила М.Кожевникова.
По итогам исследования ученые КФУ рекомендуют руководству районов с высоким рекреационным потенциалом в точках с наиболее высокими значениями провести инвентаризацию собственников земель и разрешенных видов деятельности. В случае отнесения данных участков к видам деятельности, снижающим рекреационную ценность данных территорий (например, планов по строительству ферм, отвода данных территорий под полигоны твердых бытовых отходов, строительство логистических центров и т.п.), – пересмотреть данные решения. Эти участки нужно забронировать под площадки развития туристических объектов (глэмпинги, станции проката и др.), считают экологи КФУ.
Также необходимо учитывать полученные данные при планировании строительства автомобильных дорог, формировании цены на данные территории (в случае государственной или муниципальной собственности на них). Также важно иметь в виду потенциальный рекреационный ресурс при разработке стратегии развития районов.
«Рекреационный потенциал – такой же ресурс, как и все другие (вода, полезные ископаемые, рыбные запасы, леса). Важно понимать сильные стороны данных территорий для развития туризма. Это нужно для того, чтобы не совершать ошибок: к примеру, строить карьер, где есть прекрасное место для отдыха. Для грамотного планирования стратегии развития городов такие цифровые карты просто необходимы. По нашему видению, нужно оптимально использовать ресурсы. Мы хотим подружить экологов и предпринимателей, которые планируют использовать эти территории», – резюмировала ученый-эколог КФУ.
В дальнейшем данные разработки планируют использовать для проектирования рекреационных зон республики.