В течение трех дней в Москве работают более 300 учителей, включая участников из Европы, Африки, Азии, Австралии, Северной и Южной Америки.
Конгресс проходит с 4 по 7 октября по инициативе Российского исторического общества и Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации.
Организаторами конгресса выступают Академия Минпросвещения России, Институт всеобщей истории РАН, общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей истории и обществознания», Ассоциация содействия развитию академической науки и образования «Институт перспективных исследований», Государственный академический университет гуманитарных наук при поддержке Российского фонда мира. Мероприятие проходит под патронажем Министерства просвещения Российской Федерации и Российского исторического общества. Соорганизатором также выступает Европейская ассоциация учителей «ЕвроКлио».
Участие в конгрессе принимают ряд международных организаций, включая ассоциации учителей истории и научные центры, всего около 100 иностранных специалистов из 37 стран мира и более 200 российских учителей истории из 57 регионов РФ. В рамках конгресса также пройдет IV Всероссийский съезд Ассоциации учителей истории и обществознания, на котором будут обсуждаться проблемы современного школьного образования.
Проведение такого рода мероприятия имеет исключительную важность. Особое место истории среди школьных дисциплин было подчеркнуто Президентом РФ Владимиром Путиным в приветствии к участникам Всемирного конгресса школьных учителей истории.
«История занимает особое место в ряду школьных дисциплин, во многом формирует мировоззрение и кругозор молодых людей, играет определяющую роль в воспитании таких личностных качеств, как патриотизм и гражданственность, уважение к Родине, чувство сопричастности ее судьбе. И здесь роль учителя, преподавателя гуманитарных дисциплин трудно переоценить», – обозначил Владимир Путин.
Встречи исторического сообщества в таком глобальном формате имеют особое значение еще и потому, что позволяют предупредить попытки политизировать дискуссии на исторические темы. Такие попытки, по словам председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина, недопустимы. Никто не вправе использовать прошлое, чтобы воспитывать новые поколения в ненависти друг к другу, отметил он на открытии конгресса.
Казанский федеральный университет на Всемирном конгрессе школьных учителей истории представляют директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов и заведующий кафедрой исторического и обществоведческого образования ИМО КФУ – базовой кафедры Института всеобщей истории РАН Раиль Фахрутдинов. Также участие в конгрессе принимают сотрудники Елабужского института КФУ и представители татарстанского отделения Ассоциации учителей истории и обществознания.
«В эти дни в Москве проходит исключительно важное мероприятие, организованное впервые. Неслучайно оно проходит именно в эти дни, в День учителя. Это очень важное событие для всего гуманитарного сообщества России, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. В этом формате состоится обмен мнениями о перспективе развития исторического высшего и общего образования, – рассказал Хайрутдинов. – Об уровне мероприятия свидетельствует не только его статус всемирного конгресса, но и личное участие всех без исключения лидеров развития исторического образования в России: президента Российской академии образования Ольги Васильевой, председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина, председателя правления РИО, исполнительного директора фонда «История Отечества» Константина Могилевского, председателя Ассоциации учителей истории и обществознания, сопредседателя Российского исторического общества, научного руководителя Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна и прочих.
Первый день посвящен постановке фундаментальных задач, анализу ситуации в мире по подготовке специалистов в области исторического образования. Система гуманитарного образования КФУ, в том числе педагогического, является одним из примеров современного отношения к процессу обучения. Вопросам подготовки учителей в вузе уделяется особое внимание, и здесь мы являемся одними из лидеров в России и мире. Мы очень рады, что историки Казанского федерального университета представляют собой значительную силу в историческом сообществе России и стран СНГ и задействованы в обсуждении всех важных процессов в развитии исторического образования».
Работа конгресса организована в рамках следующих секций: «История в школе: национальные традиции и инновации», «Дистанционное обучение: вызов времени», «Обсерватория Совета Европы по преподаванию истории в школе», «Революции в мировой истории», «Опыт преподавания истории Второй мировой войны в разных странах мира», «История в школе: зачем и для кого?», «Учебник истории сегодня: для ученика или для учителя?».
В рамках последней от лица КФУ в разделе «Методология преподавания трудных вопросов» с докладом выступит Р. Фахрутдинов. Главный акцент будет сделан на рассмотрении так называемых трудных вопросов истории, отраженных в историко-культурном стандарте, и опыте Казанского федерального университета в освещении наиболее острых и непростых периодов исторического развития региона в многонациональном и многоконфессиональном образовательном пространстве.
Р. Хайрутдинов принимает непосредственное участие в обсуждении перспектив развития исторического образования в России и выработке необходимых решений с представителями Российского исторического общества, Ассоциацией учителей истории и обществознания, академическими институтами России.