Грантовая поддержка была оказана проекту ученых Института психологии и образования Казанского федерального университета «Психология развития и саморазвития инновационного потенциала субъектов образовательной деятельности». Руководил проектом профессор кафедры клинической психологии и психологии личности Леонид Попов.
Доцент кафедры общей психологии Павел Устин рассказал о результатах исследований.
Исследование «Психология развития и саморазвития инновационного потенциала субъектов образовательной деятельности» проводилось учеными ИПО в течение трех лет.
Проект впервые ставил целью разработку интеллектуально-деятельностной модели развития и саморазвития инновационного потенциала субъектов образовательной деятельности.
«В качестве основного результата реализации проекта хочется отметить предложенную и апробированную модель, описывающую основные психологические механизмы и детерминанты развития и саморазвития инновационного потенциала студентов высших учебных заведений как субъектов образовательного процесса», – поделился он.
Модель развития субъекта образовательного процесса базируется на стадиях и уровневой организации инновационного потенциала. Специфика ее реализации состоит в привязке к образовательному процессу, где основным в деятельности студента, магистранта, аспиранта становится мотив достижения личностно значимых целей, или мотив саморазвития. Технологическим воплощением модели выступает метод рефлексивно-структурированного скаффолдинга (процесс, который дает возможность достичь целей с учетом пределов усилий субъекта без посторонней помощи).
Построение модели включало в себя последовательное решение поставленных при реализации проекта задач.
«На первом этапе реализации проекта на основе теоретического анализа мы определили основные компоненты инновационного потенциала личности (качества, способности и мотивы), которые влияют на особенности реализации человеком его инновационной активности. При решении второй задачи мы предложили стадии развития и саморазвития инновационного потенциала личности, построенные на основе интеллектуально-деятельностного механизма (уровни инновационного потенциала, где создается "новшество", где вовне осуществляется реализация продуктивных действий по созданию "новшеств для себя", где осуществляется создание инновационных продуктов "для субкультуры")», – констатировал П. Устин.
В 2020 и 2021 гг. осуществлялась экспериментальная апробация модели, описывающей основные психологические механизмы и детерминанты развития и саморазвития инновационного потенциала студентов высших учебных заведений.
Экспериментальная апробация включала разработку, проведение и уточнение технологии развития инновационного потенциала студентов. По словам П. Устина, в основу технологии положен метод рефлексивно-структурированного скаффолдинга. Этот метод направлен на стимуляцию зон актуального развития студентов, которые могут быть определены как совокупность интеллектуально-деятельностных процессов, представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которые показывают уровень общего развития человека, степень сформированности указанных характеристик, уровень его ментального опыта и возможности его применения в практике.
Ключевым компонентом технологии выступает структурированное интервью с самим собой – «Рефлексивно-структурированное интервью». В качестве основы для технологии развития инновационного потенциала студентов определена их деятельностная активность, направленная на осознание личностью мотивов, целей, способностей, а также возможности их реализации как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности.
Другим важным результатом реализации проекта выступает диагностический инструментарий по оценке инновационного потенциала субъектов образовательного процесса. Так, был создан «Опросник оценки инновационного потенциала студентов и готовности к его развитию».
В 2020 году была создана и апробирована оригинальная методика оценки инновационного потенциала личности студента как субъекта образовательного процесса. Данная методика была сконструирована на базе теоретически выделенной и эмпирически уточненной структуры инновационного потенциала личности с выделенными составляющими: самомотивация, мотивация достижения успеха, креативность, авторитарность, стремление к достижениям, открытость опыту, компетентность, управление своими эмоциями, активность, настойчивость, добросовестность, организованность, позитивные эмоции.
Методика состоит из двух частей. Первая часть представляет собой сам опросник (56 вопросов) с предполагаемыми ответами на утверждения по пятибалльной шкале: «да»; «скорее да, чем нет»; «не знаю»; «скорее нет, чем да»; «нет». Вторая часть (36 парных утверждений) представляет собой ипсативный вариант оценки, основанный на вынужденном выборе между несколькими (в данном случае двумя) альтернативами.
Психометрическая апробация опросника была проведена на выборке 110 студентов КФУ.
Апробация шкалы проведена на выборках студентов 5 курса Института международных отношений и 4 курса Института фундаментальной медицины и биологии. Общий объем выборки – 133 человека. Результаты показали, что распределение показателя психологической готовности к развитию инновационного потенциала близко к нормальному. Таким образом, доказана надежность и валидность опросника для оценки инновационного потенциала личности, определены диагностические шкалы.