Казанский федеральный университет выступил с инициативой об увеличении часов преподавания истории Отечества на непрофильных специальностях в вузах.
Инициатива врио ректора КФУ Дмитрия Таюрского и отделения Российского исторического общества (РИО) в Республики Татарстан была озвучена председателем правления РИО Константином Могилевским на первом заседании Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России.
Его открыл председатель ассоциации «Российское историческое общество» Сергей Нарышкин. Он обозначил несколько направлений работы совета. По его мнению, в первую очередь необходимо сосредоточиться на том, чтобы студенты-историки, вне зависимости от того, в каком вузе они учатся, получали бы актуальные, современные и востребованные профессиональные знания.
Он подчеркнул, что профессиональный историк – это универсальный аналитик, а наличие достаточного количества профессиональных историков в регионе – необходимый фактор стабилизации общественной жизни.
«Уверен, что историк, работающий в органах государственной и муниципальной власти, в средствах массовой информации или даже в органах государственной безопасности, трудится по специальности», – отметил С.Нарышкин.
Экспертный совет возглавил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. В своем выступлении он отметил особую роль исторических знаний в современных условиях:
«Принципиальные изменения в жизни российского общества невозможны без широкого осмысления важной роли исторического образования, исторической науки в общественно-политическом, экономическом, социальном и культурном развитии страны. История является той областью знаний, которая создает преемственность поколений, влияет на гражданскую политическую культуру, мировоззрение, нравственные ценности человека, на становление личности. История как наука и учебная дисциплина формирует отношение общества к своему прошлому и учит по-новому смотреть на настоящее».
В состав Экспертного совета включен и член Совета Российского исторического общества, председатель отделения РИО в Республике Татарстан, директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов.
«Отрадно, что именно Казанский федеральный университет представляет региональные университеты страны и выражает их интересы и озабоченность по целому ряду насущных проблем. Проведение этого мероприятия свидетельствует о том, с каким вниманием относятся Российское историческое общество, министерство и лично министр к вопросам гуманитарного образования, в первую очередь исторического», – обозначил Р.Хайрутдинов.
В данном случае министерство отвечает за подготовку в своих подведомственных учреждениях специалистов-историков, причем в рамках направления подготовки и «История», и «Педагогическое образование», отметил он.
По словам директора ИМО, вопросы, которые обсуждались на первом заседании Экспертного совета, имеют важное значение для развития подготовки историков. Среди тем – получение актуальных данных студентами-историками, контрольные цифры приема, экспертиза учебных пособий и их приведение к единым стандартам, профориентационная работа в школах и университетах, популяризация исторического знания и противодействие попыткам фальсификации российской истории, а также вопросы, касающиеся изучения мировой истории.
«Ярко прозвучала инициатива Казанского университета. Она нашла отражение в выступлении председателя правления Российского исторического общества Константина Могилевского: необходимо вернуться к тому периоду, когда на историческую подготовку даже непрофильных специалистов давалось достаточно большое количество часов, а главное с хорошим контентом, когда любой представитель естественно-научных, медицинских, сельскохозяйственных и иных направлений знал важные этапы истории страны, и это было одной из форм патриотического воспитания и формирования мировоззрения», – отметил Р.Хайрутдинов.
Ученые КФУ надеются, что это предложение будет востребовано. В своем выступлении на заседании директор ИМО отметил, что представители региональных отделений РИО, различных университетов готовы включиться в процесс отладки и совершенствования как учебных планов, так и самой системы преподавания.