В Казанском университете во время Великой Отечественной войны работал над внедрением в производство разработанной им кислородной криогенной установки выдающийся физик Петр Капица.
Институт физических проблем Академии наук СССР, которым руководил этот ученый, был эвакуирован в Казань летом 1941 года наряду с другими ведущими академическими институтами Москвы и Ленинграда. Большинство исследований этих институтов в военное время было ориентировано на помощь фронту.
В годы войны потребовалось производство жидкого кислорода из воздуха в промышленных масштабах. Кислород нужен был для медицины, для производства взрывчатки, для военных летчиков, совершавших дальние бомбардировочные полеты, и, главное, для разворачивающихся военных производств. Поэтому кислородное направление исследований получило поддержку Государственного комитета обороны.
Еще в 1934 году в Кембридже Петром Капицей была не только разработана идея и конструкция первого поршневого детандера для ожижения гелия (устройства, преобразующего потенциальную энергию газа в механическую энергию для получения жидких газов), но и создана машина, успешно работающая при 10-20 К. По сравнению с классическими детандерами француза Ж. Клода и немца П. Гейландта, действующими на воздухе при температурах не ниже 110–120 К, это было огромным достижением. Все последующие конструкции гелиевых поршневых детандеров были основаны именно на этой модели.
С началом войны работы над кислородными установками были прекращены. Поначалу считалось, что они не входили в военную тематику. Однако время показало, что такие работы необходимо не только продолжить, но и ускорить.
Уже в начале сентября 1941 года в Казани начался монтаж опытных установок для получения жидкого воздуха, а затем и кислорода эвакуированного Института физических проблем. Жизнь требовала перехода к установкам промышленного масштаба. В 1942 году в Казани был изготовлен первый экземпляр турбокислородной установки, называвшейся «Объект № 1». Ее производительность была до 200 кг/ч жидкого кислорода. В начале 1943 года эта установка была запущена в эксплуатацию.
«Война обостряет нужду в кислороде, – говорил Капица, выступая с докладом на собрании президиума 18 мая 1943 года. – Нам надо действовать энергично, чтобы использовать для нашей страны все возможности, которые открывает для промышленности наш метод получения кислорода».
В 1942 году началось проектирование установки «Объект № 2», ее производительность была в десять раз больше, чем у первой. Эта установка была сдана в эксплуатацию в 1945 году и стала самой мощной в мире турбинной установкой для получения жидкого кислорода.