Сегодня, 13 мая, на площадке Казанского государственного архитектурно-строительного университета стартовал очередной цикл стратегических проектных сессий по формированию региональной модели технологического предпринимательства в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».
В мероприятии приняли участие заместитель министра науки и высшего образования РФ Андрей Омельчук, помощник Президента Республики Татарстан Альберт Гильмутдинов, глава Инвестиционно-венчурного фонда РТ Айнур Айдельдинов, а также представители министерств и ведомств, руководители предприятий, научных организаций и вузов Татарстана, в том числе и.о. ректора Казанского федерального университета Дмитрий Таюрский.
Проектный руководитель стратегической сессии Владимир Самойлов отметил, что разработка региональной платформы технологического предпринимательства в республике ведется не первый месяц. Проект направлен на развитие инновационных продуктов и технологий реального сектора экономики Республики Татарстан.
«Нам важно максимально вовлечь бизнес в эти процессы. Порой предприниматели не видят инновационной составляющей, каких-либо вещей, связанных с переустройством своей деятельности. Задача, которую нам поставило республиканское правительство, заключается в том, чтобы поднять не только инновационную составляющую, но за счет этого повысить эффективность бизнеса на территории. Это касается, в первую очередь, высокотехнологичных производств», - пояснил Самойлов.
Он озвучил ряд проблемных зон в выстраивании данных процессов в России. В частности, возник вопрос взаимодействия бизнеса с вузами. По словам В. Самойлова, зачастую представители реального сектора экономики жалуются на то, что университеты не поспевают за потребностями рынка. В свою очередь, бизнес не вкладывается в перспективные долгосрочные проекты, а покупает готовые решения, в основном зарубежные, представленные на рынке.
«После 24 февраля текущего года экономическая ситуация сильно изменилась, - напомнил он присутствующим. - У нас перекрыт доступ к ресурсам, технологиям, сырьевой базе, средствам и инструментам производства. Нужно искать новые логистические пути, новые возможности, отечественные аналоги производственных инструментов. Часть предприятий начала пересматривать свои тактические и стратегические планы. В этой связи разработки, проводимые в вузах, перестали казаться дорогими и долгосрочными. Востребованность огромного пласта университетских научных изысканий стала максимальной».
Владимир Самойлов обозначил процесс реализации стартапов – одним из важнейших направлений. Однако он признал, что это далеко непростая задача, так как за каждым проектом стоит очень сложная структура деятельности, ресурсного обеспечения и целевых ориентиров. Руководитель проектов сообщил, что на сегодняшний день выявлен целый ряд тематических направлений, в которых вузы принимают активное участие, но стартапы в этих областях не реализуются, хотя существует огромный потенциал.
«Инновационная активность РТ заключается в эффективной трансляции научных знаний и университетских технологий в конкретные продукты, потенциально востребованные реальным сектором экономики. И здесь нам видится интеграция с другими федеральными проектами», заключил Самойлов.
Заместитель главы Минобрнауки РФ Андрей Омельчук, в свою очередь, подчеркнул, что университеты должны стать местом запуска новых стартапов.
«Вузы должны быть открыты инновационной среде, выпускать молодые таланты, способные создавать собственное дело. Это позволит масштабно продвинуть инновации. Важно отметить, что благодаря этому университеты станут сильнее. Для этого им необходимо существенно трансформировать свою среду, стать вузами технологическими и предпринимательскими. Также следует понимать, что нужно формировать не грантовую, а инвестиционную модель, налаживать прочные связи с представителями бизнеса, заниматься поиском партнеров-инвесторов», - заявил заместитель министра.
Также Омельчук акцентировал внимание на том, что очень много результативных идей, технологий, решений рождается именно из стартапов. Он напомнил, что по инициативе Минобрнауки РФ проводится множество мероприятий, направленных на развитие предпринимательских инициатив студентов. Речь идет о специализированных тренингах предпринимательских компетенций, через которые уже в этом году должны пройти порядка 30 тыс. человек. Кроме того, запущен конкурс студенческих стартапов, готовятся к старту различные акселерационные программы для уже подготовленных ребят в целях перехода на более продвинутый уровень. Эти программы помогут сориентировать в поиске новых ресурсов для дальнейшего развития своего бизнеса.
Еще одним интересным проектом является совместная со Сколково программа по компенсации части средств, инвестируемых физлицами в стартапы. Программу планируется запустить в этом году. Участие в ней даст возможность покрыть до 50% затрат. Возмещение можно получить через фонд Сколково.
Упомянул Андрей Омельчук и о создании отечественной платформы по долгосрочному финансированию стартапов. Он согласился, что это достаточно трудный процесс, требующий максимальной проработки с учетом мирового опыта и российских реалий.
Большую же часть своего выступления представитель федерального ведомства посвятил вопросу организации в регионах России стартап-студий, в которых студентам будут оказывать поддержку проектов в сфере технологического предпринимательства. Однако Омельчук дал понять, что данный проект подразумевает создание не университетских клубов стартаперов, а, в сущности, целых инвестиционных компаний, работающих строго в рамках инвестиционной логики.
«Всё в стартап-студиях должно вертеться вокруг реальных инвестиций. Студентам будет оказана помощь от зарождения идеи до коммерциализации результатов. Студия инвестирует в стартапы, помогает им развиваться, ищет инвесторов, создает технологические цепочки. Здесь не будут давать знания, как создать свой бизнес. Начальный уровень студенты должны осваивать в университетах и на специальных тренингах, а в студиях будут работать уже с отфильтрованными студенческими идеями, помогать им развивать свой стартап. Все это при участии предпринимателей и инвесторов», - рассказал замминистра Минобрнауки.
От КФУ с комментариями к озвученной тематике выступил проректор по цифровой трансформации и инновационной деятельности Дмитрий Пашин.
Он выделил два базовых бизнес-процесса, на которых в той или иной степени успешно работают все университеты. Это процесс, связанный с производством научных знаний и процесс, связанный с образовательной деятельностью.
«Это устойчивые и воспроизводимые процессы, а технологическое предпринимательство как бизнес-процесс является совершенно новым для вузов и требует системного подхода в формировании. Он должен быть органично встроен и в научную и образовательную деятельность, так как все процессы являются взаимодействующими. Нам нужно реально смотреть на вещи. На формирование технологического предпринимательства в университетах уйдет определенное время, - резюмировал Пашин. - В этой связи проект «Студенческое технологическое предпринимательство» - это впервые четко сформированный заказ на инновационную деятельность со стороны университетов, так как все те инициативы, которые были обозначены в рамках этого проекта, направлены как раз на финансовую поддержку той деятельности, которая позволит запустить этот механизм».
Стратегическая сессия по формированию региональной модели технологического предпринимательства будет проходить в Казани с 13 по 14 мая.
Она будет посвящена следующим укрупненным блокам: актуализация проектов в рамках ФП «Платформа университетского технологического предпринимательства», роль предприятий реального сектора экономики в реализации проектов, создание эффективной модели экосистемы технологического предпринимательства РТ, ее интеграция в Стратегию научно-технического развития региона, синхронизация с другими федеральными проектами и программами, определение единых механизмов управления экосистемой.