В шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета состоялся круглый стол «Диспозиция медиа: позитивные возможности при негативной повестке». Мероприятие прошло в рамках медианедели, приуроченной к 60-летию журналистского образования в Казанском университете.
В центре внимания были вопросы информационной безопасности, проблемы и практика информационной работы в непростой нынешней ситуации, в первую очередь в молодежной среде.
«Мы вышли на проблему, насколько наше медийное сообщество готово к тем вызовам, которые особенно остро ощущаются сейчас. Существует огромное количество инструментов, технологий, СМИ, новых медаресурсов. Однако адаптироваться в критический, нестандартный период (пандемия – прим. ред.) они оказались не в состоянии», – задал тон дискуссии декан Высшей школы журналистики и медиакоммуникации КФУ Леонид Толчинский.
По его словам, в последние годы приоритет в медиапространстве был отдан количественной журналистике, а не качественной. Особого внимания требует такое явление, как фейки, работа с целевыми аудиториями. Говоря о молодежной аудитории, Толчинский подчеркнул, что она разная, и это необходимо учитывать при создании и подаче контента.
Генеральный директор телеканала «Просвещение», исполнительный директор Международной ассоциации студенческого телевидения МАСТ Владимир Косенчук, который подключился к обсуждению при помощи видеосвязи, считает необходимым создание Государственного комитета по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио). По его словам, назрела острая необходимость в некоем объединяющем органе. Идею поддержал директор Медиа-центра КФУ Ильдар Каримов.
Он выступил на тему: «Студенческие СМИ в эпоху глобальных перемен и инструментарий продвижения в новых реалиях». На примере телеканала UNIVER TV он представил свое видение популяризации студенческих СМИ в нынешних условиях. Так, по его мнению, «коренником» в тройке площадок выступает социальная сеть «ВКонтакте», не менее важной является и платформа «Яндекс.Дзен», под вопросом остается третий игрок – это YouTube.
По словам Каримова, показатели «ВК» за первый квартал 2022 года впечатляют. Так, согласно данным статистики, ежемесячная аудитория соцсети в России составляет 73,4 млн, дневная аудитория в России – 47,2 млн человек, ежемесячный охват рунета – 84 процента, суточный охват рунета – 52 процента. А вот российский онлайн-сервис для хостинга и просмотра видео Rutube не снискал популярности.
Как и Владимир Косенчук, Ильдар Каримов считает открытым и актуальным вопрос техники и технологий, а именно оснащения профессиональным оборудованием телевизионных студенческих студий, в связи с санкциями и ограничениями против России.
О проблеме информационного обеспечения молодого поколения России рассуждали магистранты ВШЖиМК Никита Клейн и Виктория Автомонова. Они озвучили результаты анализа представленности контента Росмолодежи на таких площадках, как «ВКонтакте», Rutube, TikTok, «Яндекс. Дзен» и телеграм-каналы. Так, магистранты пришли к выводам, что в некоторых социальных сетях отсутствует системная работа с контентом, а их использование носит случайный характер. Отсутствует прямое освещение в сетях спецоперации России, но есть косвенно связанный с этим контент. По мнению ребят, для молодежи крайне важно получать именно от государства полные сведения о том, что происходит в стране и мире, как нужно это оценивать. Анализ позволяет говорить о недостаточном внимании Росмолодежи к информированию молодежи. Имеет место доминирование развлекательного контента, вместе с тем мало публикаций, связанных с профессиональным становлением, с решением проблем молодых на рынке труда, определяющих их социальное самочувствие.
В ходе круглого стола состоялось прямое включение участников программы АНО «Парк Патриот Медиа» из «Артека». Прошло обсуждение будущего молодежного кино, молодежного телевидения. Участники дискуссии пытались «нарисовать» портрет юного зрителя.
Директор Ar media Юлия Андреева обратила внимание участников мероприятия на такое явление, как информационная волна. По ее мнению, она формируется (стартует) от информационного повода и развивается по определенным законам и закономерностям. В своем докладе она ссылалась на разные модели влияния, в том числе и волновую теорию в контексте физики.
Актуальную тему подняла на круглом столе профессор кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций Резида Даутова – цифровой поток в контексте теории поколений. Проблема цифрового разрыва тождественна проблеме поколенческого разрыва, уверена она. Даутова посетовала, что эта тема вовсе не поднимается и не обсуждается представителями СМИ, теоретиками и практиками.
Медианеделя в самом разгаре. Так, с 17 по 19 мая в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций пройдет открытый показ студенческих дипломных проектов.