Казанский федеральный университет вошел в число победителей конкурса по отбору 30 российских вузов, на базе которых в этом году будут созданы передовые инженерные школы (ПИШ). Новое структурное подразделение будет располагаться на базе Набережночелнинского института, стратегическим партнером проекта выступит ПАО «КАМАЗ». Итоги конкурса проектов по созданию инженерных школ огласил сегодня в ходе заседания Правительства России Премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
Как напомнил Михаил Мишустин, Президент РФ Владимир Путин объявил в России Десятилетие науки и технологий.
«Задача – привлечь талантливую молодежь в сферу исследований и разработок, вовлечь специалистов этой области в достижение важнейших целей развития общества и страны. Россия всегда славилась своими учеными, конструкторами, изобретателями. Правительство принимает меры для подготовки таких специалистов. В этом году мы в партнерстве с высокотехнологичными компаниями запустили масштабный проект по созданию инженерных школ», – подчеркнул глава Правительства РФ.
Мишустин объявил о подведении итогов конкурса.
«Отобраны 30 университетов, на базе которых появятся инженерные школы. И это не только столичные вузы, но и образовательные учреждения из самых разных российских субъектов. За право открыть у себя такие школы нового формата соревновались 89 университетов из 45 регионов страны», – пояснил он.
По словам Премьер-министра РФ, победители представили наиболее проработанные программы. Именно они получат гранты – каждый по 84,5 млн рублей уже в текущем году. Необходимые для этого средства – в общей сложности более 2,5 млрд рублей – заложены в федеральном бюджете. А всего на этот проект предусмотрено свыше 30 млрд в ближайшие два с половиной года. Будут привлекаться и частные инвестиции. Высокотехнологичные компании планируют направить в этом году около 4 млрд рублей, сообщил он.
«Инженерные школы помогут развитию инновационных производств внутри страны, что обеспечит лучшим выпускникам интересную и перспективную работу и укрепит экономический суверенитет нашей страны», – подчеркнул Михаил Мишустин.
По данным Минобрнауки России, по итогам отбора федерального проекта «Передовые инженерные школы» грантовую поддержку получат 30 вузов из 15 регионов России. Среди них и Казанский федеральный университет со специализацией передовой инженерной школы «Машиностроение». Ключевым партнером КФУ обозначен ПАО «КАМАЗ».
Финансирование программы в 2022 году составит 2,5 млрд рублей – из федерального бюджета, 3,6 млрд руб. – софинансирование от высокотехнологичных российских компаний. До 2024 года вузы совместно с компаниями-партнерами: выпустят 2,5 тыс. высококвалифицированных инженеров; обучат 28 тыс. преподавателей на курсах повышения квалификации; получат более 1,1 тыс. грантов на прохождение практик в компаниях; создадут 506 новых программ опережающей подготовки инженеров. Проект разработан Минобрнауки России на основе одной из 42 стратегических инициатив, утвержденных Правительством РФ, и направлен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики.
Напомним, защита программы ПИШ КФУ прошла 19 июня в Москве. На защите присутствовали вице-премьер Республики Татарстан Лейла Фазлеева, и.о. ректора КФУ Дмитрий Таюрский, заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров, проректор по вопросам экономического и стратегического развития Марат Сафиуллин и директор НЧИ КФУ Махмут Ганиев.
«КФУ является одним из крупных игроков в инженерной сфере не только в Татарстане, но и в России. Благодаря поддержке федерального правительства, Татарстана, в тесной кооперации с предприятиями и нашими вузами-партнерами передовая инженерная школа КФУ на первом этапе будет включать в себя 3 новых центра превосходства и 14 научно-технологических подразделений, лабораторий и полигонов», – отметил и.о. ректора КФУ Дмитрий Таюрский.
Директором передовой инженерной школы КФУ станет Равиль Хисамутдинов. Он сообщил, что Казанский университет создаст ПИШ «Кибер Авто Тех» в сфере автомобилестроения.
«При создании ПИШ мы учитывали множество ключевых факторов, в том числе и территориальное преимущество. Камская промышленная агломерация – это территория, на которой динамично развиваются 5 ведущих индустриальных центров, формирующих более 3 процентов российского валового оборота промышленности. Масса высокотехнологичных сервисных компаний обеспечивают устойчивый спрос на инженеров новой формации. Ежегодная потребность в инженерных кадрах предприятий, расположенных только на этой территории, – более 5 тысяч человек. Прогнозируется ее удвоение к 2030 году с учетом планов по развитию предприятий. Отмечу, что у КФУ имеется серьезный инновационный задел и значительный опыт в реализации образовательных программ по направлениям деятельности ПИШ, чтобы покрыть данную потребность», – подчеркнул он.
ПИШ КФУ определила для себя решение долгосрочных инженерных фронтиров: «интеллектуальный автомобиль», «автомобили с низким/нулевым углеродным следом», «технологии интеллектуального производства».
«Сейчас в условиях жесткого санкционного давления на первый план выходят вопросы ускоренного формирования технологического суверенитета за счет интенсификации процессов импортоопережения по критически важным компонентам, а также обеспечение технологического рывка в рамках глобальных инженерных задач Индустрии 5.0. Именно на решение этих задач направлена наша концепция», – пояснил Равиль Хисамутдинов.
В качестве стратегического партнера ПИШ выступает ПАО «КАМАЗ». Участие в проекте лидера отечественного автомобилестроения гарантирует высокий уровень подготовки специалистов в заявленных направлениях за счет интеграции в образовательный процесс задач на решение реальных конструкторских и производственных кейсов.
В планах ПИШ КФУ – совместно с индустриальными партнерами и научными организациями к 2025 году отработать и запустить в серию технологию производства электрических грузовых автомобилей с отечественными аккумуляторами. Также школа представит тиражируемое решение в сфере организации цифровых производств. А к 2026 году планируется наладить выпуск беспилотных грузовиков и продемонстрировать первые промышленные решения по водородным топливным элементам. К 2030 году школа предложит эффективную оригинальную отечественную технологию изготовления и эксплуатации водородных двигателей и батарей.
Для этого КФУ разработал собственную модель инженерного образования, учитывающую пожелания работодателей и возможности вуза. В первую очередь это фундаментальная подготовка по естественнонаучным, математическим и техническим дисциплинам, которые сформированы с учетом новых требований, а также связь с прорывными научно-исследовательскими лабораториями, деятельность которых осуществляется в рамках реализации Программы развития «Приоритет-2030». Инициативы планируется органично интегрировать в действующую республиканскую инфраструктуру поддержки высокотехнологичного предпринимательства, что позволит осуществлять разработку прототипов и «сборку» исследовательских проектов в форме стартапов в соответствии с заказами предприятий.
На встрече с инициаторами создания передовых инженерных школ в Татарстане Президент РТ Рустам Минниханов подчеркнул, что в новых реалиях критически важным оказывается восстановление полного технологического суверенитета России:
«Очевидно, что самостоятельная разработка новых знаний и технологий и их последующее внедрение в производственный процесс невозможны без современных инженерных компетенций. Для их ускоренного формирования и предназначена стратегическая инициатива социально-экономического развития “Передовые инженерные школы”».
Уже сегодня ключевыми партнерами Казанского университета по прикладным инженерным исследованиям выступают ведущие вузы и научные организации, такие как ОИЯИ (включая Университет Дубна), МФТИ, СВФУ, МГУ, СПбГУ, Сколтех, ФИЦ КазНЦ РАН и др., малые и средние инновационные компании, центры исследований и разработок с ICL КПО ВС, концерном КРЭТ, госкорпорациями «РосТех» и «Роскосмос». Помимо прочего, на различных этапах реализации образовательных программ ПИШ будут подключаться такие ведущие отечественные университеты, как МГТУ им.Баумана, Южный федеральный университет, СТАНКИН и др.
Отметим, презентация проекта передовой инженерной школы КФУ с участием Премьер-министра РТ Алексея Песошина, генерального директора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова и генерального директора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина состоялась 24 июня в Набережных Челнах.