В Набережных Челнах состоялась презентация передовой инженерной школы Казанского федерального университета «Кибер Авто Тех». Новое структурное подразделение, стратегическим партнером которого является ПАО «КАМАЗ», ориентировано на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики и проведение прорывных исследований.
Передовые инженерные школы – федеральный проект, инициированный Минобрнауки РФ. В конкурсном отборе на право создания инженерной школы нового поколения приняли участие 89 вузов из 41 региона страны.
В открытии приняли участие Премьер-министр РТ Алексей Песошин, генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, депутат Госдумы РФ Альфия Когогина.
О новом формате подготовки инженеров, разработках и исследованиях, планируемых на базе инженерной школы КФУ, рассказал директор Набережночелнинского института Махмут Ганиев.
«Одна из задач, которую мы будем обеспечивать, – это технологический суверенитет нашей страны, – рассказал директор НЧИ. – К работе инженерной школы будут привлечены вузы-партнеры, ученые Казанского федерального университета, сотрудники, исследователи ПАО "КАМАЗ" и, конечно, наши магистранты, молодые ученые вуза».
В рамках создания школы «Кибер Авто Тех» планируется модернизировать лаборатории, создать новые образовательные программы, направленные на подготовку ведущих инженеров, а также реализовать крупные инфраструктурные проекты.
«Передовая инженерная школа – это не только грантовая поддержка, не только государственно-частное партнерство, но и большая ответственность университета, ПАО "КАМАЗ" и "Ростех", республики. У нас есть шанс получить новые идеи и новые разработки», – обращаясь к собравшимся, сказал Алексей Песошин.
Премьер-министр РТ отметил, что в конкурсе на создание передовой инженерной школы приняли участие три вуза Татарстана.
«Цель федерального проекта – обеспечить высокотехнологичные компании квалифицированными кадрами: талантливыми конструкторами и инженерами, которые придут на наши предприятия и будут создавать самую современную и конкурентоспособную продукцию. Новые идеи молодых ребят помогут нашим предприятиям создавать современную технику: самолеты, вертолеты, автомобили», – отметил Сергей Чемезов.
Глава госкорпорации подчеркнул, что «Ростех» поддерживает идею «КАМАЗа» совместно с филиалом Казанского университета создать передовую инженерную школу.
«Развитие научно-технологической базы для образования наших специалистов крайне важный вопрос. Наша компания обязана смотреть далеко за горизонт. Без создания крупного научного центра по подготовке инженеров мы, конечно, о будущем думать не можем», – отметил Сергей Когогин.
Он добавил, что, несмотря на то, что на предприятиях ПАО «КАМАЗ» работают люди из многих регионов России, но все ключевые должности занимают выпускники НЧИ КФУ.
«Передовая инженерная школа – место, где будут создаваться самые яркие, передовые технологии, которые продвинут нашу страну вперед», – заявила Альфия Когогина, подчеркнув, что главной движущей силой в XXI веке является человек со знаниями и стремлениями.
Напомним, при подготовке проекта передовой инженерной школы вуза и.о. ректора КФУ Дмитрий Таюрский отмечал, что университетом в настоящее время выстраивается система обучения с применением комплекса инициатив, влияющих на повышение качества инженерной подготовки.
«В тесной кооперации с предприятиями и нашими вузами-партнерами Передовая инженерная школа должна помочь нам "заглянуть в будущее", с учетом необходимости ускоренного развития действующих производств и создания новых предприятий на основе самых передовых технологий», – уверен он.
Также в рамках мероприятия состоялась символичная церемония подачи первого заявления от абитуриента Передовой инженерной школы. Им стал выпускник бакалавриата Набережночелнинского института, тренер сборной Татарстана по компетенции «Мехатроника» по стандартам World Skills Куркин Дмитрий.
При создании передовой инженерной школы учитывалось множество факторов, в том числе и территориальное преимущество. На территории Камской промышленной агломерации динамично развиваются пять ведущих индустриальных центров, формирующих более трех процентов российского валового оборота промышленности. Ежегодная потребность в инженерных кадрах предприятий, расположенных только на этой территории, – более 5 тысяч человек. Эксперты прогнозируют ее удвоение к 2030 году с учетом планов по развитию предприятий.
Инженерная школа КФУ определила для себя решение долгосрочных инженерных фронтиров: «интеллектуальный автомобиль», «автомобили с низким/нулевым углеродным следом», «технологии интеллектуального производства».
В качестве стратегического партнера проекта выступает ПАО «КАМАЗ».
В планах КФУ совместно с индустриальными партнерами и научными организациями к 2025 году отработать и запустить в серию технологию производства электрических грузовых автомобилей с отечественными аккумуляторами. Также школа представит тиражируемое решение в сфере организации цифровых производств. А к 2026 году планируется наладить выпуск беспилотных грузовиков и продемонстрировать первые промышленные решения по водородным топливным элементам. К 2030 году школа предложит эффективную оригинальную отечественную технологию изготовления и эксплуатации водородных двигателей и батарей.
Для этого КФУ разработал собственную модель инженерного образования, учитывающую пожелания работодателей и возможности вуза. У университета имеется серьезный инновационный задел и значительный опыт в реализации образовательных программ по направлениям деятельности школы «Кибер Авто Тех». В первую очередь это фундаментальная подготовка по естественнонаучным, математическим и техническим дисциплинам, которые сформированы с учетом новых требований, а также связь с прорывными научно-исследовательскими лабораториями, деятельность которых осуществляется в рамках реализации Программы развития «Приоритет-2030».
Отметим, уже сегодня ключевыми партнерами Казанского федерального университета по прикладным инженерным исследованиям выступают ведущие вузы и научные организации: ОИЯИ (включая Университет Дубна), МФТИ, СВФУ, МГУ, СПбГУ, Сколтех, ФИЦ КазНЦ РАН и другие малые и средние инновационные компании, центры исследований и разработок.