В Казанском федеральном университете создана уникальная система педагогического образования, ядром которой является Институт психологии и образования. О том, как готовят специалистов в ИПО, рассказал его директор Айдар Калимуллин.
«Психолого-педагогическое образование и наука в КФУ получили второе дыхание после присоединения двух педагогических университетов. Наш вуз стал не только одним из ведущих и крупнейших центров подготовки педагогов и психологов в стране, но и первым в Российской Федерации в 2020 году вошел в список 100 лучших вузов мира в предметной области "Образование" рейтинга Times Higher Education», – сообщил Айдар Минимансурович.
Это произошло, уверен руководитель института, благодаря созданию в КФУ уникальной системы педагогического образования, ключевым подразделением которой является Институт психологии и образования.
«Преподаватели ИПО осуществляют психолого-педагогическую подготовку будущих учителей во всех институтах КФУ, где реализуют такие программы. В самом ИПО учатся более 3,5 тысяч студентов по двум основным направлениям на программах бакалавриата, специалитета, магистратуры. Первое направление – это психология, клиническая психология, психология образования, специальная психология. Второе – это педагогика дошкольного, начального, дополнительного образования, педагогика и психология девиантного поведения, дефектология (логопедия). Всего у нас 17 программ бакалавриата и специалитета и порядка 30 программ магистратуры по психологии, педагогическому образованию, дефектологии», – проинформировал А.Калимуллин.
Он отметил, что работают в ИПО более 100 штатных преподавателей; 86 процентов из них – кандидаты и доктора наук, доценты и профессора.
«Российские и зарубежные коллеги поражаются условиям обучения в нашем институте. У нас самое современное аудиторное оборудование, лаборатории, модельные классы, видеостудии, есть доступ к онлайн-ресурсам, электронным библиотекам. Практическую подготовку специалистов мы ведем в собственных школах, психологической клинике, детском саду для детей с расстройствами аутистического спектра. Неслучайно, по самым разным критериям четырех основных ведущих мировых и российских рейтингов, мы единственные в стране входим в лидирующие группы в предметной области "Образование"», – рассказал профессор.
По словам А.Калимуллина, желающих обучаться в ИПО много. В этом году средний балл ЕГЭ составил более 82 баллов.
«В силу нашей специфики приоритетами в науке для нас являются педагогические и психологические исследования. Как правило, они носят междисциплинарный характер. Мы активно взаимодействуем с представителями других научных направлений, например, проводим совместные исследования с медиками, IT-специалистами, социологами», – отметил он.
По словам директора, ведущими зарубежными экспертами в области образования модель реформирования педагогического образования в КФУ признана одной из лучших мировых практик последнего десятилетия.
«Это неоднократно подчеркивалось на нашем ежегодном международном форуме по педагогическому образованию IFTE, который стал одним из крупнейших научных событий в мире в области подготовки учителей и психологов образования. Он является площадкой для обмена лучшими исследованиями и практиками для тысяч российских и зарубежных ученых», – уточнил Айдар Калимуллин.
КФУ является участником масштабной государственной программы «Приоритет-2030». Одно из пяти стратегических направлений вуза связано с развитием педагогического образования и с исследованиями в данной сфере.
«Важным для нас является учет региональной повестки при определении исследовательских векторов наших лабораторий. Поэтому сегодня созданы исследовательские центры, их работа посвящена развитию функциональной грамотности, трансформации педагогического образования, нейрокогнитивным исследованиям, детям с ОВЗ, безопасности образовательной среды, цифровым методам в анализе больших образовательных данных. Суммарно за 2021-2022 гг. на исследования в сфере образования из федерального бюджета удалось привлечь около 90 миллионов рублей», – сказал Айдар Минимансурович.
В разговоре директор ИПО акцентировал внимание на том, что подготовка педагогических кадров, фактически наставников подрастающего поколения, является системообразующим элементом не только государственной политики в сфере образования, но и молодежной и социальной политики.
«Все более осознается также роль психологического сопровождения детей, взрослых и вообще психологической безопасности общества. Это непосредственно связано с возможностью устойчивого и эффективного развития нашей страны в новых условиях. От того, насколько успешно будут работать наши школы и университеты, зависит конкурентоспособность нашего государства», – подчеркнул также руководитель.
Айдар Калимуллин уверен, что задача вуза – не только подготовка профессионалов, но и воспитание гармонично развитой личности.
«Мы вместе со студентами сформулировали философию ИПО. Она проста и понятна: институт – мой дом! И вы знаете, это действительно так! У нас не только замечательно оборудованные аудитории, но и прекрасная атмосфера. Все, кто приходят к нам, сразу это отмечают. Профессии педагога и психолога ориентированы на людей и коммуникацию, поэтому уже здесь, в институте, наш студент должен быть носителем и проводником правильных социокультурных ценностей», – сказал директор.
Он отметил, что в ИМО поддерживаются все инициативы студентов. Здесь существуют различные кружки, объединения по интересам, спортивные секции.
«Я хочу сообщить, что с 1 сентября на базе Института психологии и образования начала работать психологическая клиника. Каждый студент, преподаватель и сотрудник университета может через личный кабинет записаться на прием к штатным психологам или получить онлайн-консультацию. Волонтерами в клинике работают и наши студенты-психологи», – сообщил Айдар Минимансурович.
В завершение А.Калимуллин напомнил, что 2023 год Указом Президента РФ объявлен Годом педагога и наставника.