Заместитель генерального директора АО «Газпром-Медиа Холдинг», генеральный директор видеохостинга Rutube Александр Моисеев выступил сегодня с телелекцией в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета.
Лекция для студентов и преподавателей под названием «Российские медиа в современном киберпространстве» прошла в рамках проекта КФУ «Открытое общество» при полном аншлаге. Шоу-рум Казанского университета был заполнен под завязку – тем, кому не хватило сидячих мест, стояли в проходах. Александр Моисеев во время прямого включения из московского офиса по видеосвязи рассказал, что сегодня представляет из себя российский онлайн-сервис для хостинга и просмотра видео Rutube. По его словам, это гиперконвергентная сеть, которая объединяет несколько дата-центров.
«Rutube возник больше 15 лет назад как автономный проект. Несколько лет назад он полностью перешел во владение "Газпром-Медиа Холдинга". И мы посвятили очень много времени размышлениям, как можно развивать Rutube и правильно двигаться, с точки зрения контента в первую очередь. В конце прошлого года мы утвердили "дорожную карту" развития видеохостинга, но жизнь внесла свои коррективы. Уже в апреле мы получили объем трафика, который рассчитывали получить только к концу года», – признал спикер. – Как следствие, это потребовало значительных изменений в инфраструктуре, в том, как работает сервис».
По словам лектора, если ранее в среднем на Rutube загружалось около 5 тысяч видео в день, то в моменты пиков показатель переходил за сотни тысяч видео в сутки. Это кратная нагрузка с космическими коэффициентами, учитывая тот факт, что видео требует обработки.
А.Моисеев также обратил внимание на то, что Rutube, в отличие от многих зарубежных платформ, полностью исполняет законы РФ. В частности, запрещены к распространению определенные виды видео, что вынуждает оправлять многие из них на модерацию. По его словам, порядка 5 процентов видео отсеивается. Таким образом, было много попыток «отравить» платформу загрузкой ненадлежащих видео. А 9 мая сайт подвергся кибератаке и был недоступен в течение нескольких дней.
«Это была спродюсированная атака хакерской группировки. Хакеры пытались полностью уничтожить инфраструктуру платформы, чтобы стереть пользовательские данные, архив, положить платформу», – рассказал он.
Сверхчеловеческими усилиями за несколько дней платформу восстановили несмотря на серьезный уровень атаки. Выводов сделано огромное количество, включая полную перезагрузку некоторых внутренних процессов.
После этого начался запуск нового функционала. Так, на Rutube поменялся интерфейс, появились функционалы, связанные с голосованием, детским контентом. Сейчас модератором контента для детей могут выступать родители. На текущий и следующий год Rutube также ждет насыщенная «дорожная карта» с реализацией нового функционала.
«Мы стараемся максимально слушать обратную связь и вносить изменения», – отметил спикер.
По словам А.Моисеева, Rutube движется в сторону того, чтобы по-настоящему стать национальным видеохостингом. Сейчас платформу используют порядка 30 млн пользователей. Основной вектор – привлечение авторов, а благодаря монетизации можно зарабатывать. Причем монетизация вся поступает авторам, без комиссии самой платформе. Кроме того, авторы рассматривают Rutube как возможность социального лифта. В частности, личный кабинет блогера – одна из задач, которая будет решена в ближайшее время.
Значительная часть встречи была посвящена интерактивному общению со студентами.
«Когда Rutube полностью импортозаместит YouTube?» – адресовали один из вопросов А.Моисееву.
«А разве такая задача стоит? – парировал он. – С одной стороны, своя альтернатива есть, она хорошая и работает. С другой стороны – у нас нет самоцели загружать весь зарубежный контент, это колоссальные объемы. Мы хотим иметь национальный контент, национальных авторов, которые будут у нас загружаться. А когда заместим? Когда мы будем полностью удовлетворять потребности авторов, которые приходят на платформу. Нужно ли полностью кого-то заменить? Наверное, нет. Интереснее быть в конкурентной среде, когда ты с каждым шагом стараешься становиться все лучше. Мы хотим, чтобы для пользователя входной страницей в Интернете был именно Rutube. Но насильно мил не будешь. Нужно влюбить человека в платформу, а для этого она должна стать частью его самого. А это произойдет, когда он начнет вместе создавать, выкладывать, участвовать».
По его словам, часто пользование определенной платформой – это вопрос привычек.
Rutube зарабатывает, но весь заработок с рынка отдает авторам, сообщил А.Моисеев, отвечая на другой вопрос.
«Сроки окупаемости немного отодвинулись. Но сейчас важнее, чтобы авторы чувствовали себя комфортнее при переходе на платформу», – сообщил он.
Ответил спикер и на вопрос, что будет, если, условно, завтра отключат YouTube.
«Улучшит ли Rutube закрытие YouTube? В динамике нет. Потому что это вычеркивание конкурентной среды, которая делает нас лучше. Мы не особо планируем получить всю библиотеку зарубежного контента. Его действительно много, – сказал он. – Я бы не сказал, что закрытие YouTube позволит нам развиваться. Мы скорее получим больший объем хейта».
Под занавес встречи глава Rutube поделился ближайшими планами по развитию платформы.
Напомним, в июле этого года цикл «Открытое общество» в КФУ стартовал с лекции российских пранк-журналистов Алексея Столярова и Владимира Кузнецова, известных как Вован и Лексус. Также пранкеры представили в университете эксклюзивный материал с голливудским кинорежиссером Дэвидом Линчем. 11 октября в КФУ выступил Алексей Николов, генеральный директор международного телеканала RT. Встреча была посвящена профессии журналиста, миру информации в эпоху Сети 2.0 и борьбе с фейками.
Проект «Открытое общество» создан для честного диалога студенчества и научно-преподавательского состава Казанского федерального университета с известными государственными деятелями, медиаперсонами, топ-менеджерами ведущих российских компаний и корпораций. Куратором «Открытого общества» является отдел управления репутацией и репутационного маркетинга Центра перспективного развития КФУ.