Одним из хедлайнеров юбилейной XV серии научно-популярного проекта «PROНаука в КФУ» под названием «Ночь интеграции» стал исполнительный директор международного фестиваля медиаискусства NUR, режиссер-документалист Дидар Оразов. Он поделился с широкой аудиторией опытом создания мультимедийных перформансов.
Лекция сооснователя концепт-студии Formate, сценариста, креативного продюсера, исполнительного директора международного фестиваля медиаискусства NUR, режиссера-документалиста Дидара Оразова «История и реалии медиаискусства» вызвала широкую заинтересованность со стороны казанцев. Выпускник Института международных отношений КФУ Д.Оразов не впервые выступает лектором на просветительском проекте Казанского университета.
В ходе лекции «История и реалии медиаискусства» Оразов рассказал, что такое медиаискусство, зачем оно нужно, обозначил его основные принципы, а также поведал, откуда оно появилось и какую роль в этом играет Казань.
«Казань – исторический центр медиаискусства. Именно в Казани образовалось СКБ (студенческое конструкторское бюро) "Прометей", которое по сути было пионером медиаискусства. Они вообще были одними из первых в мире, о них все знают – в Италии, Франции, других странах. "Прометей" – культовое бюро, которое создавало проекты на протяжении 50 лет, совершало революцию внутри медиаискусства и искусства в целом. Представители бюро создавали различные архитектурные, световые инсталляции. Подсветка цирка стала первым подобным проектом в мире – никто до них такого не делал, чтобы подсветка изменялась в зависимости от погоды. И в проекте "Малиновый звон" на Спасской башне они были первыми, кто начал применять световое искусство в архитектуре. Это люди, которые реализовали идею светомузыки композитора Александра Скрябина», – рассказал Оразов.
К слову, за почти 50-летнюю историю конструкторы бюро «Прометей» успели создать десятки проектов в области аудиовизуального искусства. Название бюро получило благодаря первому в мире светомузыкальному произведению русского композитора Александра Скрябина. Первым проектом подсветки стала установка «Малиновый звон», которая была реализована в Спасской башне Казанского Кремля в 1967 году. Чем громче становился звук колокола башни – тем интенсивнее загоралась подсветка. Вторым проектом стала подсветка Казанского цирка. Конструкторы запараллелили интенсивность подсветки с датчиками погоды. Если ветер был северный, подсветка становилась голубой, при южном – красной, при восточном – зеленой.
По словам Оразова, медиаискусство – сложное, многоуровневое понятие, и какого-то единого определения для этого направления искусства пока не существует.
«Это относительно молодое, динамично развивающееся искусство. Самое важное в медиаискусстве заключается в том, что художник в качестве средства выразительности использует современные технологии и программное обеспечение, – уточнил спикер. – Если классический художник использует кисточку, музыкант – струны, то в нашем случае используется программное обеспечение, компьютер, лазер, проекционное оборудование».
Однако он предупредил, что не все инсталляции можно считать медиаискусством – нередко это просто коммерческая история.
Как подчеркнул Оразов, уже второй год в Казани проходит Международный фестиваль медиаискусства NUR («НУР», расшифровывается как «Новая Уникальная Реальность», а в переводе с татарского – «луч»). Это масштабное событие, объединяющее медиахудожников, музыкантов, хореографов и специалистов в области цифрового искусства со всего мира. Второй фестиваль прошел в столице Татарстана с 9 по 11 сентября и объединил более 100 участников в 13 городских локациях. Одна из частей обширной программы – как раз показ выставок и инсталляций.
«Зрители фестиваля NUR могут увидеть настоящее медиаискусство, признанное во всем мире – масштабное, основательное, концептуальное. Если люди действительно хотят понять, что такое медиаискусство, пусть сходят на наш фестиваль», – призвал он.
Оразов рассчитывает, что в следующем году Казань примет уже третий по счету фестиваль NUR, который обещает стать ежегодным.
«Ночь интеграции» прошла во втором учебном корпусе КФУ (ул. Кремлевская, 35). Локациями «PROНаука в КФУ» стали аудитории № 108, 109, 218, холлы 1-го и 2-го этажей.
Партнерами научно-популярного проекта выступили: авиакомпания UVTaero, АО «Нэфис Косметикс», Детский ИТ-парк, Korston Club Hotel, литературное приложение «Взахлёб», Центр современной культуры «Смена», MindGames и «Хот-Доги».