Доцент кафедры психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета Инна Кротова дала рекомендации, как лучше справиться со страхом новизны и опаской перед первой сессией. Среди неожиданных советов – прибегнуть к помощи нейросети.
Не за горами первая экзаменационная сессия для первокурсников Казанского университета. По словам Кротовой, определенная настороженность в отношении всего нового – это нормальное явление:
«Страх неизвестности, новизны, опаска в отношении того, с чем человек раньше не сталкивался, присутствует у любого».
Чтобы быть над этой ситуацией, важно с правильного ракурса на нее посмотреть, убеждена эксперт. То, как человек определяет и называет явление, отражается и на его поведении.
«Нужно создать свой оптимистический образ: я хороший, окружение у меня хорошее, и в будущем у меня тоже все будет хорошо. Это уже придаст сил, чтобы войти в ситуацию неопределенности и новизны более смело и снизить тревожность, – подчеркнула Кротова. – Например, можно назвать ситуацию не “страшный экзамен”, а “интеллектуальный челлендж”, или воспринимать сессию как возможность проявить себя, продемонстрировать свои знания».
А преподавателя можно представить не как человека, желающего «задавить» студента своим авторитетом, а как специалиста с большой любовью к своему предмету, который прививает ее своим ученикам.
«Если образ преподавателя можно смягчить, то некоторые установки и тревоги будут не так сильны», – отметила она.
Еще один вариант самопомощи и самоприказа – ориентирование на определенный сценарий, который уже знаком человеку и в котором он справлялся со сложностями.
«Можно перенести предыдущий опыт преодоления сложной ситуации на то, как действовать в текущей незнакомой ситуации, такой как первая сессия, – отметила психолог. – То есть действовать по сценарию: справился тогда, справлюсь и сейчас».
Еще один нетривиальный способ, который предлагает доцент КФУ, – использование возможностей Midjourney – нейросети, позволяющей создавать изображения на основе текстового описания. Она доступна бесплатно всем желающим.
«Можно набрать дисциплину, которую предстоит сдавать, и некоторые положительные понятия вроде доброты, красоты, теплоты или любимые цвета, после чего появится визуальный образ, – отметила она. – Это поможет снять тревожность перед сессией, найдя позитивный визуальный контекст. Можно сказать, получается фиджитал-терапия».
Говоря о традиционных правилах поведения перед сессией, Кротова советует придерживаться режимных моментов: составить план на день или неделю, определить последовательность задач и награду за их выполнение и, конечно, отдыхать.
«Можно еще пойти по схеме: внимание, память, мышление. Важно повышать концентрацию внимания и выбирать часы сосредоточенности и полного погружения в материал, использовать мнемотехнику – выделять что-то ярким цветом, создавать сокращения и аббревиатуры для большого объема информации. Кроме того, можно тренировать мозг интеллектуальными и творческими задачами не по предмету, а по тому, что действительно интересно, решать так называемые задачи со звездочкой», – дала советы эксперт.
И тогда новая незнакомая ситуация плавно превращается в знакомую, безопасную, управляемую, резюмировала она.