Комиссия по проведению мониторинговых социологических исследований Казанского федерального университета оценила социальное самочувствие студентов и профессорско-преподавательского состава вуза.
В анкетном опросе, который проводился в октябре–ноябре, приняли участие 5720 студентов всех форм обучения и 1139 преподавателей.
«В 2022 году количество студентов, которые гордятся тем, что учатся в КФУ, увеличилось, – сообщила руководитель проекта «Детерминанты социального самочувствия», профессор кафедры общей и этнической социологии, заместитель директора по научной деятельности Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Мария Ефлова. – В 2019 году таких обучающихся было 48 процентов, в 2021 – 45 процентов, а в 2022 году стало 54 процента».
Она отметила, что в числе основных причин, по которым студенты выбирают Казанский университет, – престиж вуза и желание получить определенную специальность.
«Иногородние студенты не только гордятся обучением в КФУ, но и отмечают, что обстановка в Казани в целом спокойная и безопасная. Для многих из них этот фактор играет важную роль при выборе учебного заведения. 53 процента точно порекомендовали бы Казань друзьям для переезда. Хотели бы остаться работать после окончания университета в столице Татарстана 39 процентов иногородних выпускников Казанского университета», – рассказала Мария Юрьевна.
Согласно данным опроса, 51 процент студентов снова поступили бы в КФУ на выбранную специальность.
«Сильными сторонами Казанского федерального университета 76 процентов студентов называют культурную и спортивную работу и почти столько же, 73 процента, – проведение конференций. В том, что в вузе созданы отличные условия для научно-исследовательской работы, уверены 66 процентов студентов», – проинформировала М. Ефлова.
Она также добавила, что в качестве сложностей, с которыми приходится сталкиваться, студенты из года в год называют чувство постоянной усталости, дефицит свободного времени и трудности с усвоением материала.
Обучающиеся больше всего ценят преподавателей, которые умеют хорошо объяснять материал (об этом сообщили 85 процентов опрошенных), внимательно относятся к студентам и поддерживают с ними качественную обратную связь (77 процентов респондентов). Открытая и дружелюбная атмосфера на парах важна для 74 процентов проанкетированных.
На вопрос о ценностях, которые имеют для обучающихся приоритетное значение, 91 процент ответили «обеспеченность».
По мнению руководителя проекта, это связано с тем, что многие из них испытывают материальные трудности, и им приходится работать. Так, например, совмещают учебу с работой 67 процентов иногородних студентов вуза.
Большое значение для обучающихся также имеют следующие ценности: здоровье (это отметили 90 процентов заполнявших анкеты), творческая работа (89 процентов) и семья и дети (84 процента).
Что касается профессорско-преподавательского состава, то здесь картина немного другая.
«94 процента опрошенных преподавателей ответили, что для них важнее всего здоровье, на втором месте – творческая работа (93 процента), на третьем – семья и дети (90 процентов), а на четвертом –обеспеченность (80 процентов)», – привела данные М. Ефлова.
Она добавила, что 66 процентов преподавателей вуза испытывают гордость оттого, что работают в КФУ, и для многих педагогов (65 процентов) важно быть частью университетского коллектива. При этом 81 процент преподавателей не планируют менять место работы.
«У подавляющего большинства преподавателей (таких 91 процент) складываются доброжелательные отношения со студентами, – говорит М. Ефлова. – При этом они отмечают, что хотели бы иметь оптимальную нагрузку, примерно 590 часов, чтобы сохранить качество преподавания».
По словам профессора кафедры общей и этнической социологии, преподаватели, работающие в КФУ, очень ценят хорошую атмосферу в коллективе, высокую репутацию университета и удобный график работы.
Мониторинговые исследования социального самочувствия обучающихся и преподавателей КФУ проводились в вузе в третий раз. Они необходимы для принятия управленческих решений и направлены на повышение качества образования обучающихся.