В Москве стартовало двухдневное заседание Совета по грантам на оказание государственной поддержки создания и развития передовых инженерных школ под председательством министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова.
Члены Совета заслушивают доклады вузов о проделанной работе за 2022 год. Сегодня первые итоги деятельности ПИШ «Кибер Авто Тех» представил Казанский федеральный университет в лице ректора вуза Ленара Сафина, проректора по вопросам экономического и стратегического развития Марата Сафиуллина, проректора по образовательной деятельности Екатерины Туриловой и директора ПИШ КФУ Гузель Капитоновой. От ключевого партнера передовой инженерной школы ПАО «КАМАЗ» в заседании принимал участие заместитель генерального директора компании — директор по развитию Ирек Гумеров.
Проект, который должен дать серьезный импульс в плане подготовки критической массы кадров для развития одной из самых значимых и быстрорастущих территорий – Камской промышленной агломерации, - презентовала Совету директор ПИШ «Кибер Авто Тех» Гузель Капитонова.
Она напомнила, что на указанной территории формируется 20-я часть общероссийского оборота промышленности. Кроме того, к 30-му году прогнозируется ее удвоение. Капитонова отметила, что передовая инженерная школа КФУ активно интегрировалась в решение поставленных перед ней задач, и за отчетный период все ключевые плановые показатели были достигнуты.
Директор ПИШ рассказала о привлечении талантливой молодежи к обучению в инженерной школе.
«Передовая инженерная школа является одним из инструментов решения проблемы оттока молодых кадров. Безусловно, большую роль здесь играет наш ключевой партнер ПАО «КАМАЗ», который создает условия для работы и формирует запрос на специалистов путем постановки конкретных актуальных задач. Это позволяет притянуть, как магнитом, к нам, в Набережные Челны, в филиал КФУ, побольше талантливых детей», - сказала Гузель Капитонова.
Также она сообщила, что в области образования специфика обусловлена полным совпадением всех направлений подготовки с потребностями, которые есть у «КАМАЗа» на ближайшие 5–10 лет.
«Вместе с нашими ведущими партнерами мы активно работаем над формированием содержательной части новой модели подготовки инженерных кадров будущего. Мы отбираем лучших студентов, обучаем их, привлекая специалистов и со стороны «КАМАЗа», работающих в этих направлениях. У нас есть молодые специалисты-преподаватели, которые уже принимают активное участие в деятельности передовой инженерной школы».
Заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров в свою очередь подчеркнул, что в рамках инженерной школы предприятие получит квалифицированные кадры, увлеченные инженерными задачами. За счет софинансирования будет создана инфраструктура для исследований в области инженерии и достигнуты научно-технические результаты.
К слову, ПИШ КФУ реализует три основных направления инженерной подготовки. Первое – это интеллектуальный транспорт. По словам Гумерова, разработка автомобилей требует большого объема работ по программированию, по изучению методов искусственного интеллекта и машинного обучения. Для этого создаются технические кадры, которых еще сегодня нет в Набережных Челнах, тем самым решается множество технических задач.
В части второго направления «Автомобили и транспорт с низким углеродным следом» компания совместно с КФУ планирует создать новое поколение электробусов, электромобилей.
«Мы рассматриваем и реализуем уже водородные автобусы и автомобили на водородном топливе, на топливных элементах. То есть, практически шаг за шагом мы будем достигать поставленных целей, вовлекая передовые инженерные школы в такие темы», - пояснил представитель «КАМАЗа».
Что касается еще одного направления ПИШ «Интеллектуальное производство», то, по мнению ключевого партнера, оно является наиболее прагматичным и для создания, и для производства новых материалов и технологий.
Далее Гузель Капитонова более подробно остановилась на основных показателях результативности. Так, в образовательной сфере удалось запустить уникальные программы магистратуры «Автономные энергетические системы», бакалавриата «Электромобили» и 3 ДПО в области альтернативной энергетики, разработки программного обеспечения и моделирования расчетов.
Рассказала директор ПИШ и о научно-технологических проектах в рамках существующих направлений деятельности.
В соответствии же с задачами инфраструктурной политики было создано и оснащено 4 новых образовательных пространства. А в области инноваций школа работает над интеграцией с другим федеральным проектом по созданию стартап-студии для формирования совместно с КАМАЗом полноценной среды для поддержки и продвижения инициатив сотрудников предприятия, преподавателей и студентов.
В 2023 году Казанский университет планирует серьезно заняться развитием кампуса. Речь идет о строительстве учебно-лабораторного корпуса для размещения ключевых подразделений школы, индустриального партнера и технопарка, а также общежитий для студентов и преподавателей.
Кроме того, в следующем году в ПИШ «Кибер Авто Тех» КФУ будут разработаны и внедрены 5 новых образовательных программ. Планируются работы по созданию прототипа интеллектуальной системы управления беспилотными транспортными средствами для внутризаводской доставки грузов ПАО «КАМАЗ».
Согласно расчетам руководства школы, рост количества регистрируемых результатов интеллектуальной деятельности ПИШ «Кибер Авто Тех» в текущем году должен составить почти 20%.
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» стартовал в 2022 году по инициативе Минобрнауки РФ. Проект направлен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики.
Совет по грантам на оказание господдержки создания и развития передовых инженерных школ в течение двух дней заслушает 30 докладов вузов о проделанной работе. По итогам рассмотрения отчетов за минувший год будет принято решение по распределению грантов на 2023 год.