В рамках Всероссийского просветительского «Марафона наставников» в мультимедийной студии общества «Знание», расположенной на базе Казанского федерального университета, прошли встречи с педагогами.
Марафон посвящен открытию Года педагога и наставника в России, официальный старт которому дал сегодня Президент РФ Владимир Путин на встрече с участниками пилотной образовательной программы «Школа наставника», прошедшей в режиме видеоконференции.
Он поприветствовал всех участников программ Центра знаний «Машук» (Пятигорск), где проходила официальная церемония открытия, – преподавателей школ, колледжей, вузов.
«Именно в вашу честь, в честь ваших коллег из всех регионов нашей большой страны, сотен тысяч замечательных, преданных своему делу людей, причем разных поколений, 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. И прежде всего это замечательный повод сказать вам спасибо. Уверен, всех нас объединяют самые искренние чувства благодарности и признательности к своим учителям, которые помогали нам в начале жизненного и профессионального пути, делились не только знаниями, но и душевной теплотой, гордились нашими победами, из которых, как говорил поэт Андрей Дементьев, и слагается счастье учителя», – сказал Президент.
Он отметил, что смысл проведения Года педагога и наставника состоит в том, чтобы привлечь внимание общества к труду людей, которые отдают свое время и силы детям, молодежи, и что необходимо больше рассказывать о том колоссальном вкладе, который внесли и вносят сегодня учителя, наставники в успех и достижения всей страны.
«Вы, ваши коллеги, учителя России, воспитали достойных учеников, защитников Отечества. Своим примером вы научили их отличать подлость от правды, предательство от честности и справедливости, привили им по-настоящему великое, определяющее всю нашу жизнь чувство глубокой, искренней любви к Родине», – подчеркнул Владимир Владимирович.
Он выразил благодарность педагогическому сообществу и наставникам за учеников, за неизменную веру в Россию.
«Вопросы обучения, наставничества – это всегда обращение к будущему. Опираясь на ваши знания и опыт, на традиции отечественной педагогики и, безусловно, используя передовые технологии, мы продолжим формирование суверенной системы образования – это очень важная вещь. Я сейчас сказал: суверенная система образования, – мы все время говорим о суверенитете в разных ипостасях. Это чрезвычайно важная, базовая абсолютно вещь. Причем будем это делать на всех ее уровнях – от школы до колледжей и вузов», – заявил В. Путин.
Он сказал о том, что в стране будет наращиваться потенциал педагогических вузов, университетов, научных центров.
«Традиции наставничества, десятилетиями формировавшиеся в нашей стране, сейчас крайне востребованы. В условиях стремительных технологических изменений именно такой личный контакт позволяет быстрее передавать от учителя к ученику лучший опыт и знания, вместе работать над решением нестандартных задач – в системе образования, на производстве, в науке, во всех сферах жизни», – подчеркнул глава государства.
Он добавил, что успехи, свои предметы для гордости сегодня есть во всех регионах страны, во всех отраслях экономики – и у крупных госкорпораций, флагманов частного бизнеса, и у средних и малых инновационных компаний, у университетов и исследовательских комплексов. За ними – труд миллионов людей.
Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.
Российское общество «Знание» поддержало открытие Года педагога и наставника в России масштабным просветительским марафоном в десяти городах России: Москве, Архангельске, Владивостоке, Вологде, Екатеринбурге, Казани, Курске, Туле, Саранске и Сочи. В рамках марафона прошли открытые уроки и лекции педагогов, ученых, представителей сферы культуры, спорта, лучших учителей и наставников страны. Участниками марафона также стали школьники, принимавшие участие во Всероссийском конкурсе «Большая перемена».
В КФУ серию встреч открыло интервью с заместителем Премьер-министра Республики Татарстан Лейлой Фазлеевой.
«Учитель – это не столько профессия, сколько призвание. Слово «учитель» всегда звучит гордо. Учитель всегда будет важным человеком для тех, кого он учит, ради кого он пришел в профессию», – заметила Лейла Ринатовна.
Она рассказала о том, что решение стать учителем приняла в 6 лет. В 1997 году Л. Фазлеева с отличием окончила Казанский государственный университет по специальности «филолог, преподаватель русского языка и литературы» и начала работать в школе № 126 г. Казани, где училась сама.
Лейла Фазлеева, являясь государственным деятелем, и сейчас преподает в образовательных учреждениях республики.
С большой теплотой рассказывая о своих школьных учителях, она акцентировала внимание на том, что ее учитель русского языка и литературы Людмила Дмитриевна Грезина не только привила маленькой Лейле любовь к тем предметам, которые преподавала, но и посоветовала ее родителям развивать лидерские качества дочери.
Заместитель Премьер-министра призналась, что ее любовь к педагогике сформировали учителя.
«Безукоризненные педагоги учили меня в Казанском университете на филологическом факультете в течение всех пяти лет. У меня всегда была возможность во время обучения обратиться к любому преподавателю факультета со своими вопросами», – поделилась она.
Лейла Фазлеева сообщила, что была старательной студенткой, и во время обучения на филфаке у нее по всем предметам были только пятерки.
«Многих моих преподавателей сейчас уже нет в университете. Но со многими из них я до сих пор мысленно разговариваю», – заметила Лейла Ринатовна и перечислила имена своих педагогов – В. Коновалов, Л. Савельева, Э. Балалыкина и др.
По мнению Л. Фазлеевой, главная задача учителя и педагога в любом образовательном учреждении – привить любовь и интерес к жизни и к своему предмету. Учитель не только должен быть талантлив, интересен, но и требователен к себе и ученикам.
«Ошибки учителей и врачей стоят очень дорого, и об этом нужно помнить всегда» – заявила она.
Далее выступили еще несколько спикеров, в том числе представители Казанского федерального университета. Проект «Экструзионный 3D-принтер для печати изделий с повышенными механическими характеристиками» представили заведующий кафедрой биомедицинской инженерии и управления инновациями Инженерного института КФУ Рамиль Кашапов и аспирант Инженерного института КФУ Рустам Фарахов, а проект «Разработка мобильного приложения на основе дополненной реальности» – доцент кафедры конструктивного дизайнерского проектирования, заместитель директора по развитию Института дизайна и пространственных искусств КФУ Степан Новиков и магистрант второго года обучения ИДиПИ Аяз Садыков.