В Казанском федеральном университете состоялась церемония награждения победителей и призеров VIII Всероссийской (с международным участием) научной конференции учащихся имени Н.И. Лобачевского.
Всего на конференцию, работа которой проходила по 54 секциям, в этом году было подано 1700 заявок от учащихся 4–11 классов из 46 регионов России. В заключительном этапе принял участие 1361 человек.
Победителями и призерами стали 592 школьника. Дипломы I степени вручили 174 школьникам, дипломы II степени получили 234, а дипломы III степени – 184 учащихся.
Ведущие мероприятия отметили, что данные об этих школьниках пополнят государственный информационный ресурс одаренных детей России, а те из победителей и призеров, кто учится в 11 классе, получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в КФУ.
Среди тех, кто поздравил школьников, был директор Инженерного института КФУ Наиль Кашапов.
«Я надеюсь, что в дальнейшем вы поступите к нам в КФУ и будете продолжать развивать свои проекты. Каждая ваша работа очень интересна, у вас хорошие перспективы. Разработки инженеров отличаются тем, что мы стараемся внедрить их в промышленность. К этому нужно стремиться», – сказал он.
Наиль Фаикович добавил, что участниками секции «Инженерия, робототехника и управление в технических системах» в этом году стали школьники из многих регионов России. Особо он отметил школьников из Якутии, которые регулярно представляют на всероссийскую конференцию много интересных проектов.
Дипломом I степени в этой секции была отмечена четвероклассница Амелия Уразметова из Башкортостана (деревня Еремеево).
Она под руководством педагога дополнительного образования Дома пионеров и школьников Тимура Саеткулова разработала проект «Парк аттракционов из Lego».
«Я сделала из конструктора действующую модель парка аттракционов с использованием зубчатых передач. Сложнее всего было делать Колесо обозрения и Башню свободного падения. Было очень сложно придумать, как закрепить ось на Колесе обозрения. После долгих экспериментов мы решили использовать шестеренку на 36 зубьев, и у нас все наконец-то получилось!», – рассказала она.
Девочка призналась, что очень волновалась, когда защищала проект, но ей удалось достойно выступить.
Еще одна четвероклассница Камилла Габдуллина из технологического лицея «Алгоритм» (д. Куюки Пестречинского района РТ) все лето изучала бабочек в своей деревне. В итоге она представила посвященный им доклад на секции «Общая биология». Он отмечен дипломом III степени.
«Мне мама сказала, что лето нужно проводить с пользой. В итоге мы решили исследовать бабочек в нашей деревне. В следующем году я снова хочу представить свой доклад, но уже о волнистых попугайчиках, один из них живет у меня дома», – поделилась девочка.
Дипломы в секции «Геология и география» вручил заместитель директора по практикам и взаимодействию с работодателями Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ Андрей Терехин.
«Любая дорога начинается с первого шага. Свой первый шаг в большую науку вы уже сделали, – сказал он. – Те, кто не получил первое место в этом году, могут представить свои работы в следующем году. Казанский университет открыт для вас во всех отношениях. И для того, чтобы помочь вам делать ваши проекты, и для того, чтобы быть с вами рядом, когда вы совершаете ваши первые открытия».
В числе победителей в секции «Геология и география» – шестиклассник Лицея имени Н.И. Лобачевского КФУ Марат Хомяков. Он представил на конкурс проект «Гидрологическая оценка озера "Придорожное" Зеленодольского района Республики Татарстан» (учитель – Д. Махиянова).
«Я изучал небольшое озеро, расположенное рядом с Волжско-Камским заповедником. Мне было интересно узнать, какими методами до появления GPS-приемников люди проводили гидрологические измерения», – пояснил Марат.
У мальчика это уже четвертый диплом победителя Всероссийской научной конференции учащихся имени Н.И. Лобачевского. В предыдущие годы он завоевал два диплома по экологии и один по математике.
Его одноклассник Кирилл Буренков получил в этом году сразу два диплома I степени за одно исследование. В секции «Экология» он представил проект «Определение эффективности защиты от транспортного шума жителей поселка Салмачи Приволжского района г. Казани». Кроме того, школьник рассмотрел эту же тему, но с точки зрения математики. И его работа снова победила, но уже в секции «Математика».
«В моей работе я исследовал акустические экраны, установленные вдоль улицы Кул-Гали в прошлом году. Я очень хотел понять, из чего и для чего они сделаны. Мне удалось выяснить, что эти экраны помогают защитить жителей домов от транспортного шума. Свою работу я начал делать в декабре прошлого года. Мне помогали родители, а также учитель математики Светлана Викторовна Даутова и учитель экологии Сергей Дмитриевич Ветлужских, за что им всем большое спасибо», – добавил Кирилл.
Самыми популярными у участников конференции в этом году были секции: «Биология», «Экология», «Химия», «История». По словам жюри, победителей было определить непросто, так как был представлен целый ряд актуальных исследований, и предложено много нестандартных решений различных проблем.