Объявление 2023 года в России Годом педагога и наставника – хороший повод рассказать о тех, кто вносит огромный вклад в воспитание подрастающего поколения. В этом процессе многое зависит от учителя и наставника.
Центр медиакоммуникаций КФУ продолжает публикацию цикла, приуроченного к Году педагога и наставника, рассказывая о видных представителях профессии, работающих в Казанском федеральном университете. Герой нынешнего материала представляет новое поколение педагогов-наставников. Это 28-летний ассистент кафедры прикладной математики и искусственного интеллекта Института вычислительной математики и информационных технологии Казанского федерального университета, новоиспеченный выпускающий редактор журнала «Ученые записки Казанского университета», член Совета Ассоциации молодых ученых КФУ Гарник Абгарян.
Г. Абгарян в пятилетнем возрасте вместе с семьей перебрался из Грузии в Татарстан, где в советское время работал его дедушка. 9 классов школы он окончил в Менделеевске, а 10–11 классы отучился в Центре образования № 178 Казани, после чего поступил в Казанский университет. Квалификацию «бакалавр» наш герой получил на кафедре геометрии Института математики и механики имени Лобачевского, а в 2018 году окончил магистратуру кафедры прикладной математики Института вычислительной математики и информационных технологий. В прошлом году окончил там же аспирантуру.
Гарник Абгарян преподает в Казанском университете уже более шести лет, эту работу начал, еще заканчивая магистратуру. Объясняя выбор профессии, собеседник говорит:
«Еще во время обучения в школе мне нравилось объяснять задачки одноклассникам. Я учился в физико-математическом классе и в процессе подготовки к ЕГЭ помогал ребятам со сложными задачками, уже тогда мне это приносило удовольствие. После окончания мехмата КФУ я не планировал преподавать, но меня пригласили работать научным сотрудником в лабораторию ИВМиИТ, а через несколько месяцев попросили заменить преподавателя, уходящего в декретный отпуск. Я с удовольствием согласился, это был полезный и интересный опыт. А потом затянуло».
По словам собеседника, ему удалось легко наладить отношения со студентами благодаря взаимному уважению и соблюдению принципов дисциплины. Кроме того, в последние несколько лет Гарник Абгарян старается привлекать наиболее перспективных студентов к научной работе, решению научных задач, совместным научным публикациям.
«Парни обычно думают, как поскорее закончить университет и пойти зарабатывать деньги. Но научная составляющая очень важна. Я пытаюсь заманивать сильных ребят в науку, чтобы они развивались, продвигать отечественную науку. Пока получается», – радуется он.
В Казанском университете Гарник Абгарян читает в основном базовые курсы по математике, программированию. Наиболее способным он предлагает интересные задачи из своей научной области (вычислительная электродинамика). Между тем, собеседник сообщил о планах в следующем учебном году открыть на базе ИВМиИТ студенческую научную лабораторию вычислительной электродинамики.
«Мы готовим публикации, участвуем в конференциях, регистрируем патенты. С открытием лаборатории эта работа будет формализована. В рамках лаборатории планируем организовывать различные семинары, дополнительные лекции. В ней в качестве лаборантов будут трудоустроены в том числе студенты», – рассказал он.
Гарник Абгарян признает, что искусственный интеллект – модное и трендовое направление. Без этого и правда никуда, однако нельзя и злоупотреблять нововведениями, чтобы не страдали базовые дисциплины и квалификация специалиста.
«В последнее время стало модным именно направление IT, а базовому курсу по математике уделяется недостаточное внимание. На самом же деле настоящий айтишник должен и в математике хорошо разбираться. Многие студенты ищут легкий путь в сторону IT, искусственного интеллекта, потому что в математике сложнее и меньше денег. Но нередко пытаются делать это, не обладая необходимой математической базой», – рассуждает он.
По словам Гарника Абгаряна, он рад объявлению в России Года педагога и наставника.
«Научной составляющей в педагогической работе нужно уделять больше внимания. К сожалению, пока в России эта составляющая немного отстает, – говорит он. – Учитывая мою вовлеченность в процесс в качестве педагога и наставника, считаю этот год своим».
Собеседник планирует связать свое будущее с Казанским университетом.
«Как личность я состоялся в Татарстане. Здесь мне комфортно, никуда уезжать не собираюсь. Россия – моя страна. Я планирую развиваться в стенах Казанского университета, по возможности заниматься и научной, и административной, и педагогической деятельностью».