Объявление 2023 года в России Годом педагога и наставника – хороший повод рассказать о тех, кто вносит огромный вклад в воспитание подрастающего поколения.
Центр медиакоммуникаций КФУ продолжает публикацию цикла, приуроченного к Году педагога и наставника, рассказывая о видных представителях профессии, работающих в Казанском федеральном университете. Герой нового материала –заслуженный учитель Российской Федерации, народный учитель Татарстана, учитель информатики Лицея им. Н.И. Лобачевского КФУ Сергей Михайлин.
Сергей Михайлин родился на Дальнем Востоке. Сразу после школы он поступил на физфак Казанского университета –собирался стать астрономом. Но, проучившись там год, понял, что это не совсем его, а истинное призвание – это все же работа в школе. Тем более, что мать нашего героя была учителем математики. В итоге Михайлин перебрался в Чувашию, где жили его родители и окончил там Чувашский педагогический институт (квалификация – учитель математики). Отслужив в армии, Михайлин несколько лет проработал в школе в Чувашии, а затем перебрался в Казань, откуда родом его жена. Здесь педагогическую карьеру он начинал в 102-й гимназии, где сначала работал учителем математики. После переобучения начал преподавать также и информатику. 15 лет назад по приглашению директора перешел на работу в Лицей КФУ.
По словам С. Михайлина, его педагогический стаж составляет почти 45 лет. Из них 15 лет он работает в Лицее им. Н.И. Лобачевского КФУ. Сергею Ивановичу удалось создать целую кузницу программистов-чемпионов. Всего в активе учителя около 70 победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады по информатике, Всероссийской командной олимпиады по информатике, международных турниров по программированию в Болгарии, Румынии, Казахстане и др. С 2016 по 2020 год его ученики завоевали четыре медали чемпионата мира – три золотые и одну «бронзу». Выпускник лицея Ильдар Гайнуллин – дважды золотой медалист чемпионата мира, абсолютный победитель чемпионата России, третий год учится по приглашению в Университете Торонто. Кроме того, шестеро его учеников становились стобалльниками ЕГЭ по информатике.
В своей работе Сергей Иванович уделяет особое внимание работе с одаренными детьми, проявляющими глубокий интерес к программированию. Несколько лет он работает над темой «Создание системы подготовки учащихся к олимпиадам по информатике». За годы работы им накоплен значительный опыт работы с одаренными детьми, создана система подготовки к олимпиадам по информатике, которая включает в себя преемственность поколений детей, круглогодичный тренировочный и соревновательный циклы. Много внимания уделяет внеклассной работе с учащимися. Он является руководителем кружка «Олимпиадное программирование» для учащихся 6–11 классов.
Михайлин утверждает, что никакого секрета успеха нет. Все дело в выстроенной системе подготовки олимпиадников.
«Я поднимаю своих учащихся по спортивной лесенке, начиная с 6-го класса, ведь олимпиадная информатика – это умственный спорт. Целый год мы тренируемся, участвуем в соревнованиях, постоянно находимся в разъездах. У нас в лицее создана вертикаль олимпиадной подготовки – старшие учат младших, и смена поколений проходит безболезненно», – говорит он.
Сергей Иванович использует современные технологии преподавания информатики. Своей главной задачей педагогической деятельности он считает развитие алгоритмического мышления учащихся, умения получать знания и использовать их на практике. Свою педагогическую деятельность он осуществляет на основе концепции личностно-ориентированного обучения и программно-целевого управления организацией образовательного процесса, в работе использует информационно-коммуникационные технологии, индивидуальную систему обучения. Михайлин проводит свои уроки так, что учащиеся становятся участниками творческого поиска решения сложных задач, учатся анализировать свои решения, составлять полную систему тестов для проверки полученного результата. Уроки отличаются высоким темпом работы, глубокой продуманностью всех элементов урока, смещением акцента с образования, опирающегося на память, в сторону образования, развивающего творческое мышление. Учитель использует различные формы проведения уроков: это и урок-лекция, урок-практикум, зачетные уроки. Им разработана система зачетных заданий по всем разделам курса информатики для 10 классов. Все эти приемы в результате обеспечивают высокую результативность учащихся.
По словам заслуженного учителя РФ, ему нравится работать в школе, взаимодействовать с умными детьми.
«Олимпиадная подготовка – это творчество. И я, и дети получаем удовольствие от совместного умственного труда. Каждый из олимпиадников в душе спортсмен, каждый хочет стать первым», – резюмирует он.