Объявление 2023 года в России Годом педагога и наставника – хороший повод рассказать о тех, кто вносит огромный вклад в воспитание подрастающего поколения. В этом процессе многое зависит от учителя и наставника.
Центр медиакоммуникаций КФУ продолжает публикацию цикла, приуроченного к Году педагога и наставника, рассказывая о видных представителях профессии, работающих в Казанском федеральном университете. Герой нового материала – профессор-консультант кафедры физической химии Химического института им. А.М. Бутлерова Казанского федерального университета Борис Соломонов.
Трудовой стаж Бориса Николаевича составляет уже 50 лет. И все эти годы ученый и преподаватель провел в стенах Казанского университета. Причем, на кафедру органической химии тогда еще Казанского госуниверситета молодой Борис пришел, будучи учащимся 37-й казанской школы. Посещая Клуб юных химиков во Дворце пионеров, еще со школьной скамьи Соломонов увлекся наукой. И в 1963 году стал первым победителем республиканской олимпиады по химии. На следующий год, когда он учился в 10-м классе, его взяли лаборантом на кафедру органической химии Казанского университета.
«Я очень благодарен Казанскому университету и своей кафедре. Я понял, насколько важно со школьной скамьи заниматься наукой, выбрать свой профессиональный путь», – говорит Соломонов.
После поступления на химфак Борис Николаевич занялся научными исследованиями на кафедре органической химии в области кинетики диенового синтеза, а в 1973 году защитил диссертацию по этой теме. Но не забыл Борис Николаевич и свои «корни», активно участвуя в республиканском олимпиадном движении, организуя различные олимпиады. Немало школьников стали победителями республиканских, всесоюзных и международных олимпиад в созданной им школе.
Именно Соломонов вместе со своими учениками создал в Химическом институте Казанского университета систему подготовки научных и педагогических кадров по цепочке: школьник (участник химических олимпиад) – студент – аспирант – кандидат наук, которая действует и сейчас. Он также инициировал проект «Олимпиадная группа», суть которого заключается в формировании из студентов-первокурсников отдельной группы победителей и призеров школьных олимпиад, обучающихся по усиленной программе. Студенты разных курсов олимпиадных групп при поддержке Соломонова становились победителями международных студенческих олимпиад, успешно отстаивая честь университета в интеллектуальных турнирах.
После защиты кандидатской диссертации Соломонов заинтересовался вопросами сольватации в растворах неэлектролитов. Под его руководством свои кандидатские диссертации защитили будущие профессора В.В. Горбачук, И.С. Антипин и другие, а в 1986 году он сам защитил докторскую диссертацию «Термохимия сольватации органических неэлектролитов». Всего под руководством Бориса Николаевича защищено порядка 20 кандидатских и одна докторская диссертации, на очереди – еще две докторские защиты. Три года назад 22-летний Михаил Ягофаров был самым молодым кандидатом наук в Казанском федеральном университете, его научный руководитель – как раз герой нашего материала.
С 1992 по 2002 год Борис Николаевич занимал пост проректора КГУ по науке. А в 1997 году возглавил кафедру физической химии. Лишь в феврале 2023 года Соломонов покинул этот пост, оставшись на кафедре профессором-консультантом. Всю свою профессиональную жизнь Соломонов занимался педагогикой, но в наставническом плане. По словам Бориса Николаевича, непосредственно педагогической работой он начал заниматься довольно поздно, параллельно с проректорской деятельностью. Важность педагогической практики подтверждают цифры, которые приводит собеседник:
«На нашей кафедре на 14 ставках устроены 33 преподавателя. Все обязаны, хоть немного, но заниматься преподавательской деятельностью. Это важный элемент для будущего руководителя. Педагогические принципы включают в том числе умение руководить людьми. Так что преподавательская работа просто необходима, на нашей кафедре эта деятельность считается очень престижной».
Соломонов называет собственные педагогические принципы довольно нетривиальными – не все разделяют его подходы, так что «середнячки» нередко обижаются.
«Я убежден: чем студент сильнее – тем больше ему надо предоставлять возможностей, больше учить. Тогда он станет еще сильнее. Я всегда выделял сильных как особый класс. А вот те студенты, которые были послабее, обычно оставались недовольными», – признается он.
Победитель в номинации «Лучший преподаватель-воспитатель» в конкурсе «Студент года КФУ–2017» отмечает, что объявление Года педагога и наставника – безусловно правильное решение со стороны государства. Однако в нынешних реалиях важно общественное обсуждение вопроса необходимости института наставничества как такового.
«Все, что я делаю хорошего для людей, в том числе общественная работа, – это нужно прежде всего для меня лично, потому что мне нравится помогать. Наставничество – это ответственная общественная работа, в которой преподаватель действительно хочет помочь молодым», – убежден он.
По словам Соломонова, если преподаватель приходит, оттарабанивает свою лекцию и уходит – это не может считаться по-настоящему педагогической и наставнической деятельностью.
«В мои времени слова "педагог" и "наставник" были синонимами. Все педагоги организовывали детей в походы, пытались передать им свои мысли и подходы. Каждый преподаватель должен быть наставником, а для этого должен верить не только в рубли», –резюмировал он.