В России наступает волнительная для всех выпускников школ и их родителей пора – основной период сдачи ЕГЭ, который стартует 26 мая и продлится до 20 июня. Доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования Казанского федерального университета Ильдар Абитов дал советы, как пережить стресс с наименьшими потерями.
Ильдар Абитов обозначил основную мысль, которая красной нитью должна прослеживаться у всех выпускников: ЕГЭ – это только очередной экзамен, важный, но не определяющий жизнь.
«Я предлагаю отталкиваться именно от этой мысли. Хотелось бы, чтобы родители тоже прониклись этой идеей и при неудаче не топтались на больной мозоли выпускника, а поддержали его и вместе с ним подумали, как можно пересдать экзамен и как к нему лучше подготовиться, – отметил он. – К сожалению, многие учителя ориентированы на результат любой ценой. Для родителей же главным приоритетом должно быть психологическое благополучие ребенка, а не результат экзамена».
Кроме того, еще одна важная идея состоит в том, что ЕГЭ – далеко не первый экзамен, который сдает выпускник. При подготовке обычно эффективно бывает систематизировать материал (делать таблицы, схемы, классификации) и давать себе передышки, а также поощрять себя за сделанную часть работы. Родителям же стоит больше доверять своему ребенку, дать ему знать, что они его любят вне зависимости от результатов экзаменов и прочих обстоятельств.
По словам Абитова, если тревога накануне экзаменов слишком сильна и мешает готовиться, можно использовать дыхательные техники (например, дыхание по квадрату) и прием «прививка от стресса». Прием заключается в том, чтобы подумать о пугающем в контексте «Что произойдет, если случится худшее». Это позволит взять под контроль уровень тревоги и страха.
Говоря о подготовке к предстоящим изменениям (школа сменится на вуз или работу, изменится окружение, учителя и т.д.), психолог КФУ убежден: в этом случае может помочь планирование, а также опыт близких и родных.
«Важно, чтобы родители со своей стороны помогали, а не мешали преодолению этих трудностей (не требовали повышенного внимания, не пугали чрезмерным проявлением эмоций и не внушали свою тревогу). Полезно будет вспомнить, что раньше выпускник уже не раз входил в новые коллективы: новый класс, новая компания и т. д. Можно составить список качеств и поступков, которые помогали раньше стать "своим" в новой компании», – резюмировал Абитов.