Гости форума поделились передовыми методиками и обобщили практический и теоретический опыт российской психологической науки.
По названиям секций материалов научной программы Всероссийского психологического форума логично сделать вывод, что российская психология на современном этапе избирает прикладную, практикоориентированную направленность.
Психологи изучают человека в военной, юридической, педагогической, управленческой деятельности. Активно включаются в сферу здравоохранения, помогая врачам осознать старую истину, что лечить надо не только тело (организм), но и душу (психику) человека. Особенно необходима такая помощь людям, попавшим в ситуацию катастроф. Современно выглядят включения психологов в исследования по киберпсихологии.
Журналисты пресс-центра Института психологии и образования пообщались с участниками Всероссийского психологического форума, которые рассказали о своих исследованиях.
Директор Центра экстренной психологической помощи Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 2002 года, вице-президент Российского психологического общества, заместитель председателя Этического комитета РПО Юлия Шойгу на пленарном заседании выступила с докладом на тему «Деятельность психологических служб силовых ведомств».
Она рассказала о нормативно-правовых и методических аспектах обеспечения деятельности специалистов силовых ведомств. Благодаря работе межрегиональной общественной организации «Общество психологов силовых структур» стала возможна консолидация усилий психологов силовых ведомств, которая "позволила выработать единые подходы к решению нормативно-правовых и методических вопросов обеспечения деятельности специалистов наших ведомств".
Руководитель секции форума «Методология психологии», декан факультета психологии Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, член-корр. РАО, профессор Анатолий Карпов – высокопрофессиональный специалист. Это один из крупных психологов страны, широко известный в кругах научной общественности своими трудами в таких приоритетных областях психологии, как психологическая теория деятельности, когнитивная психология, психологическая теория принятия решений, а также исследованиями рефлексивных механизмов регуляции профессиональной деятельности.
Ученый обосновал и концептуализировал новое направление психологических исследований – метакогнитивную психологию деятельности, которая позволила синтезировать два важнейших направления современной психологии – когнитивную психологию и психологическую теорию деятельности. Двумя словами сказать об ученом не получится – он добивается результатов в разных направлениях – от детской хирургии до космических технологий.
К тому же А.Карпов успешно сочетает научную и педагогическую деятельность. Он педагог высшей квалификации. Поэтому на форуме, в первую очередь, он отметил присутствие большого количества студентов Казанского университета и их заинтересованность в проводимом мероприятии.
- Для молодежи подобные форумы – это возможность пообщаться с уже опытными коллегами, открыть для себя что-то новое. А уже состоявшимся психологам такое общение придает новых сил, жизни. Нужно заниматься только тем, что любите. Тогда сможете добиться в своем деле многого. Психология - и как наука, и как теории о человеке, и как практика - меняется, наполняется, сужается, расширяется, - изменяется со временем. И это часть жизни.
Заведующий кафедрой психологии и педагогики Пермской государственной академии искусства и культуры, доктор психологических наук, профессор Леонид Дорфман занимается изучением пространственных параметров креативного мышления.
На Всероссийском психологическом форуме он возглавил работу секции «Когнитивная психология».
Леонида Дорфмана как психолога отличает то, что он не дает советов, а позволяет и даже заставляет человека разбираться в сложившейся ситуации самостоятельно. Не существует универсальных рецептов, человек сам строит стратегию поведения исходя из своих и чужих интересов.
- Обычно не принято к психике применять параметры пространства. "Пространство" употребляется преимущественно как физическое понятие. И отсюда перенос физических представлений о пространстве на психику и утверждение о том, что психика не имеет протяженности. Я показываю, что может быть иное основание для изучения пространства психики.
А если исходить из того, что первичным является математическое представление о пространстве, то тогда понятие физического пространства и психического пространства оказываются производными от математического представления о пространстве, и тогда ограничение, которое накладывается на психическое пространство, снимается. Далее я показываю, что существует ряд данных в области креативного мышления, которые можно, если изменить взгляд, представить в параметрах пространства. И вот я привожу конкретные эмпирические данные, которые свидетельствуют в пользу этого подхода и показывают перспективы развития данного подхода в эмпирической плоскости.
По статистике, каждый пятый житель России хотя бы раз в жизни попадает в ситуацию, когда ему требуется помощь психолога. А примерно каждый двадцатый нуждается в ней постоянно. Если же мы говорим о детях, нуждающихся в специально организованном обучении, то их не менее 10% от детской популяции. Что же касается детей-инвалидов, то это примерно 2–3% от всего подрастающего поколения.
Проблемами детей «с особыми потребностями» занимается директор Института коррекционной педагогики РАО, академик РАО, председатель Экспертного совета по коррекционному инклюзивному образованию при Комитете Госдумы, член американского научного общества Orton dyslexia society Николай Малофеев.
Он в свое время разработал методологический подход периодизации эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии и периодизации развития национальных систем специального образования.
На форуме он руководит секцией «Инклюзивное образование и коррекционная педагогика».
- Несмотря на все более комплексный характер помощи ребенку, вовлечения в этот процесс все новых специалистов разного профиля, не становится более интенсивным поиск путей способов и технологий их взаимодействия.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может считаться успешным только в определенном случае: если оно оказывает реальное влияние на развитие этого ребенка, - говорит ученый. - Для меня непринципиально, где обучают ребенка. Важен результат, чтобы ребенок получал те знания и практические умения, которые понадобятся ему во взрослой жизни.
Опыт показывает, что отношение к инклюзивному обучению педагогов, родителей и учащихся зависит от их реальной вовлеченности в этот процесс.
- Новой школе, обеспечивающей образование для всех, нужен компетентный учитель, способный помочь ученику с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться в класс. Для этого психолог и педагог, работая вместе, должны в первую очередь изучить проблему ребенка, выбрать методические пути для ее решения и дать оценку результату данной задачи.
Старший преподаватель Уральского педагогического государственного университета Дарья Никифорова представит участникам форума свое выступление на тему «Модель защитного и совладающего поведения личности в образовательной среде».
- Наша работа заключается в том, что мы изучаем защитное и совладающее поведение, которое использует человек в стрессовых сложных жизненных ситуациях, насколько оно является безопасным для самого человека и для его социального окружения.
На форум мы приехали зарядиться какими-то идеями, увидеть великих людей, получить новые эмоции.