Сегодня в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета состоялась лекция кандидата филологических наук, доцента кафедры русской литературы Московского городского педагогического университета Сергея Калашникова. Встреча со студентами КФУ была организована в рамках IV фестиваля русской культуры «ПушкинФЕСТ», проходящего в Казани с 1 по 6 июня и приуроченного к празднованию Дня русского языка, который отмечается в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
2023 год знаменателен 190-летием пребывания Александра Сергеевича Пушкина в Казани. Этому событию и самому путешествию поэта по городам России посвящен фестиваль «ПушкинФЕСТ» этого года. Великий поэт провел в нашем городе три дня в сентябре 1833. Поводом для посещения стал глубокий интерес к «эпохе Пугачева». Пушкин настолько погрузился в тему, что пожелал проверить «мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев». Организаторами фестиваля выступают Культурный центр имени А.С. Пушкина при поддержке Министерства культуры РТ и Русского национально-культурного объединения Республики Татарстан. Партнер фестиваля – Институт филологии и межкультурной коммуникации КФУ.
Сегодня на площадке ИФМК Казанского университета Сергей Калашников прочитал лекцию «Метасюжеты творчества А.С. Пушкина». В ходе встречи были рассмотрены 10 инвариантных схем, определяющих главные принципы сюжетостроения поэтических, прозаических и драматических пушкинских произведений.
В начале лекции Калашников раскрыл тему своего выступления, выстроенного в формате диалога с аудиторией.
«Метасюжет – это структура, которая находится над сюжетом. Когда несколько сюжетов интегрируются в единую, непротиворечивую цепочку высказываний, они образуют некую форму надстройки над сюжетом, когда частная, локальная история вливается в большую историю», – пояснил приглашенный доцент.
Ученый привел соответствующие примеры, начиная от Ветхого Завета до фильма «Люди в черном». Разбор «Метасюжетов творчества А.С. Пушкина» Калашников начал с фрагмента «Бориса Годунова». Также был предложен разбор «Сказки о царе Салтане» и других произведений.
По словам Калашникова, интересные наблюдения можно сделать из словаря языка Пушкина (ответственный редактор Виктор Виноградов). Так, например, слово «Бог» в текстах Пушкина встречается 917 раз (причем, туда не входят междометные выражения). Слово «поэт» встречается 484 раза, примерно столько же и «царь» – 488 раз. Это наиболее частые из концептуальных образов, которые зафиксированы в словаре. У Пушкина только исторических сюжетов, связанных с понятием «власть», более 40. Примерно такое же количество сюжетов связано с образом поэта.
«У всех народов есть мифы о возникновении власти. В основе лежит представление о бинарном коде. У многих народов некие "близнецы" учреждают институты власти. Один персонаж – это лицо, которое наделено духовной властью. Его задача – коммуникация с богами. Второе лицо – светское, которое осуществляет администрирование в человеческом сообществе. Это та исходная мифологическая парадигма, внутри которой возможны различные сюжетные вариации. Для Пушкина очень важным оказывается учение о самозванстве. Появляются субъекты, претендующие на значимость в духовной сфере или власть в человеческом мире. Система соответствий получает распределение по сюжетным ходам. В целом у Пушкина можно выделить 10 сюжетных схем», – сообщил лектор.
Так, например, если взять область власти, то возможна комбинаторика двух величин – истинный царь и самозванец, возможно сочетание двух истинных правителей, двух самозванцев и др. Соответствие истинного и ложного можно переложить и на область творчества. Со временем функции духовных властителей, которыми ранее были священники, начинают выполнять писатели, и в особенности поэты. Соответственно, задача истинного поэта – дискредитация самозванца, если он оказывается у власти, выведение на чистую воду самозваного государя. История взаимоотношений Пушкина с Александром I вписывается в эту концепцию. Когда речь заходит о брачных сюжетах Пушкина, то, если на место жениха поставить царя, то концепция сохраняется.
По словам лектора, благодаря этим схемам удается получить некий универсальный код к прочтению произведений Пушкина, когда фигура приобретает осмысленность и оценочность при знании системы соответствий в целом. Эта объяснительная схема, система соответствий, которая дает четкое распределение функций и оценок, распространяется на все произведения Пушкина, резюмировал он.
Сегодня в рамках фестиваля также запланирована лекция доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка и методики его преподавания ИФМК КФУ Ирины Ерофеевой «Загадки языка А.С. Пушкина» на площадке КазГИК.
С полной программой «ПушкинФЕСТа» можно ознакомиться здесь.