В Казанском федеральном университете с лекцией «Модель подготовки инженера будущего» перед представителями руководства вуза и структурных подразделений КФУ, участвующих в подготовке инженеров, выступил профессор, заведующий кафедрой «Экономика и организация производства» МГТУ им. Н.Э. Баумана Сергей Фалько.
Мероприятие проходило в смешанном формате. В нем приняли участие врио директора Департамента цифрового развития Министерства образования и цифрового развития РФ Иван Лапшин, проректор по вопросам экономического и стратегического развития КФУ Марат Сафиуллин, проректор по внешним связям КФУ Тимирхан Алишев, директор Института информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ Михаил Абрамский, директор Набережночелнинского института КФУ Георгий Котиев, директор передовой инженерной школы «Кибер Авто Тех» КФУ Гузель Капитонова и др.
«Сейчас идет второй год реализации важного федерального проекта по созданию опорных передовых инженерных школ. МГТУ имени Баумана и КФУ совместно с нашим индустриальным партнером ПАО "КАМАЗ" активно участвуют в нем», – отметил Марат Рашитович.
По словам проректора, сейчас ученые и представители индустрии должны вместе разработать модели подготовки инженера будущего, которые после апробирования могли бы стать основой нового инженерного образования.
«В КФУ порядка 50 тысяч обучающихся, из них около 9 тысяч учатся по инженерным специальностям. Порядка 800 преподавателей и ученых задействованы в этом направлении, – сообщил М. Сафиуллин и добавил, что вклад инженерного блока в наукометрические показатели вуза является очень весомым.
На лекции Сергей Фалько рассказал об эволюции подходов к подготовке инженеров и отметил, что сейчас мы живем в эпоху системного проектирования. Дисциплина «Системное проектирование», по мнению профессора МГТУ им. Н.Э. Баумана, должна входить во все образовательные программы ПИШ в качестве базовой по различным направлениям.
По мнению лектора, инженер нового типа не должен быть специалистом узкого профиля. Кроме «специальных технических» знаний, он должен обладать знаниями в области проектирования систем, иметь определенную подготовку в области права, менеджмента, обладать коммуникативными навыками.
Профессор отметил, что обучение инженера нового типа должно осуществляться в рамках проектного подхода, а не процессного, как это делается в большинстве вузов сейчас. При проектном подходе, сказал он, роль кафедр уходит на второй план. На первый план выходят проектные группы, состоящие из студентов и сотрудников разных кафедр и выполняющие междисциплинарные проекты.
Профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана считает, что одним из главных условий успешной реализации программ и проектов ПИШ является повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и научных работников.
После лекции Сергей Фалько ответил на вопросы слушателей и журналистов.
«Сегодня мы обсуждали что нужно изменить в учебном процессе, в отношениях между университетами и предприятиями. Один из важнейших вопросов – мотивация студентов и преподавателей к переходу на новые модели подготовки специалистов. Дискутировался вопрос перехода к проектному подходу подготовки специалистов, ориентированных на решение конкретных технических, технологических задач, создание сервисов», – сказал Сергей Григорьевич в ходе общения с журналистами.
Он отметил, что для него было важно приехать в КФУ, где в рамках передовой инженерной школы реализуется три направления, и выступить с лекцией.
«Сейчас инженерная подготовка "просела" во многих вузах, а спрос на инженерные специальности у нас резко вырос. В обществе есть понимание того, что инженерная профессия дает большую устойчивость в жизни. И родители понимают, и студенты понимают, что с фундаментальным техническим образованием в любой сфере найдешь себе применение, – сказал Сергей Фалько и добавил. – Я считаю, что КФУ входит в первую пятерку топовых университетов, качество подготовки в которых не подвергается сомнению!».
После лекции Михаил Абрамский отметил, что в ходе нее затрагивались очень важные вопросы, касающиеся интеграции системного проектирования в образовательные программы ПИШ, сочетания существующих подходов организации образовательной деятельности по инженерному образованию и необходимости выхода за ее рамки, так как для получения результатов требуются новые модели не только образования, но и организации учебного процесса.