18-19 октября в Казанском федеральном университете пройдет Межрегиональный научно-практический семинар «Продвижение чтения в России: цели, задачи, достижения, проблемы и перспективы». Его организаторами выступают Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Министерство культуры Татарстана, Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, КФУ и Национальная библиотека республики.
Семинар пройдет в рамках Международного саммита языков и культур, который КФУ будет принимать с 19 по 21 октября. В первый день участники семинара будут работать по своей программе, а во второй день — в рамках программы Международного саммита.
В семинаре будут принимать участие как ученые-литературоведы, так и библиотекари. На семинаре заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества (Москва) Евгений Кузьмин выступит с докладом «Государственная программа поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации». Президент Русской ассоциации чтения (Москва) Наталья Сметанникова расскажет о педагогических ресурсах Концепции программы продвижения детского и юношеского чтения. А Сергей Бакейкин, заместитель председателя Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех», исполнительный директор Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, вице-президент Российской библиотечной ассоциации (Москва) поведает о проектах, мероприятиях и изданиях Межрегионального центра библиотечного сотрудничества по продвижению чтения. Одним из самых интересных выступлений обещает стать доклад главного библиотекаря научно-методического отдела Национальной библиотеки РТ Эльвиры Хусаиновой с итогами социсследования по предпочтениям татарстанских пользователей библиотек.
Как рассказала доктор педагогических наук, профессор, директор Высшей школы русской и зарубежной филологии Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого КФУ Резеда Мухаметшина, Межрегиональный семинар в КФУ проводится в рамках гранта по продвижению чтения в России Российским комитетом программы ЮНЕСКО «Информация для всех».
Говоря об актуальности семинара, Резеда Мухаметшина напомнила, что в июне Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Концепцию по развитию детского и юношеского чтения в России. Между тем, до конца года Президенту России Владимиру Путину будет представлена национальная концепция развития детского чтения, рассчитанная на 10 лет. Она направлена на привитие любви подрастающего поколения к чтению. Над разработкой проекта, который призван ответить на вопрос «Как же научить детей любить читать?», в рамках реализации гранта Президента РФ трудятся коллективы пяти российских вузов, в том числе КФУ.
По словам собеседницы, вопрос «Как сделать Россию читающей страной?» — нетривиальный, и предстоящий в КФУ семинар, в том числе,направлен на обсуждение этой проблемы. Резеда Мухаметшина убеждена в необходимости поиска новых технологий продвижения чтения — для привития любви к чтению нужно посмотреть на современного ребенка новыми глазами. Кроме того, необходимо взглянуть на проблему с психологической стороны — к сожалению, в настоящее время нет ни одной весомой научной монографии по изучению психологии современного ребенка, ребенка-читателя.
«Да, нашему поколению надо обязательно держать книгу в руках, чувствовать запах книги, ее вес, фактуру, переплет. Я очень люблю запах новой книги из книжного магазина! Но новое поколение совершенно другое. Это так называемое поколение «Z»! Поколение высоких компьютерных технологий, видеоигр, телевидения и кино. Если подростки читают не на бумажном носителе, а в гаджетах или электронных книгах, — в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы они читали. И читали художественную литературу, получали от чтения эстетическое удовольствие», — считает она.
По мнению профессора КФУ, необходимо также пересмотреть школьную программу рекомендованной литературы.
«На 80-90% школьную программу по литературе составляет русская классика XIX века. Но сегодня на дворе XXI век — нужно включать больше современной литературы, в первую очередь, литературу о сверстниках, — убеждена она. — Мы всегда даем школьникам произведения на вырост. Это как мамы покупают ребенку одежду на вырост, так и тут — ребенок еще не созрел до проблем понимания взрослой литературы, а мы даем ему читать «Анну Каренину», когда он еще не знает о супружеской измене, погружаем его в сложные философские проблемы произведения Федора Достоевского. Да, в этом есть свои плюсы, например, психологическая подготовка к жизни. Но ребенок хочет читать о том, что ему понятно, интересно, о таких, как он сам, о своих сверстниках».
Собеседница считает, что нет ничего страшного в том, если школьник увлекается жанром "фэнтези", читает книги про Гарри Поттера, которые учат добру, любви, взаимопомощи. Кроме того, есть очень много хорошей отечественной литературы о ровесниках детских писателей Альберта Лиханова, Виктора Драгунского, Владислава Крапивина, Владимира Железникова и многих других, которые пока не представлены в программном списке школьной литературы.