19 ноября в России будет отмечаться День преподавателя высшей школы, установленный приказом Минобрнауки России от 1 ноября 2021 года. Учреждение нового профессионального праздника было инициировано Президентом страны с целью повышения престижа профессии преподавателя высшей школы. Дата праздника выбрана в честь дня рождения выдающегося русского ученого и просветителя Михаила Ломоносова. Центр медиакоммуникаций КФУ в преддверии всероссийского праздника рассказывает об успехах преподавателей вуза и их видении своей миссии в профессии.
Один из самых опытных и уважаемых преподавателей Казанского университета – заведующий кафедрой алгебры и математической логики Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского КФУ, руководитель Научно-образовательного математического центра ПФО, доктор физико-математических наук, профессор Марат Арсланов. В сентябре этого года он единственный среди представителей России был отмечен медалью Международного математического общества тюркского мира (Turkic World Mathematical Society) за особый вклад в развитие математики. А ранее заслуженный профессор Казанского университета, заслуженный работник высшей школы РФ и заслуженный деятель науки РТ был награжден орденом «Дуслык» из рук Раиса РТ Рустама Минниханова.
«К учреждению нового праздника – Дню преподавателя высшей школы – я отношусь положительно, – отметил Марат Арсланов. – Очень приятно, что работа вузовских преподавателей отмечается на всероссийском уровне».
По словам профессора КФУ, работа преподавателя вуза одновременно и очень тяжелая, и очень приятная.
«Я уже более 50 лет работаю в Казанском университете и уже не представляю свой день вне стен КФУ. Мне очень нравится работать с нашими студентами. Я неизменно радуюсь, когда начинаю понимать, что студенты освоили материал. Когда приходит время сессии, я убеждаюсь, что студенты много знают. Крайне приятно, когда твой труд "оплачен" таким образом: их знаниями, отношением к математике».
По мнению Марата Арсланова, профессия преподавателя особенно приятна тем, что существует обратная связь:
«На твоих глазах совсем юные студенты превращаются во взрослых специалистов».
Ученый убежден, что вузовские преподаватели должны давать студентам, которые пришли со школьной скамьи, учились в разных образовательных учреждениях, росли в разных семьях, не только знания, но и воспитывать настоящих граждан своей страны как нравственно, так и культурно, давать всестороннее образование.
«Преподаватели должны служить примером для своих студентов: приходить всегда опрятно одетыми, тщательно подготовленными к лекции. Студенты должны видеть, как серьезно и ответственно преподаватель относится к своим занятиям. В течение пяти лет главное действующее лицо для студентов – это их преподаватели. Об этом никогда не надо забывать. За пять лет учебы в вузе мы должны из студентов сделать достойных людей», – подчеркнул он.
В этом году распоряжением Президента России Благодарность Президента РФ объявлена научному руководителю Юридического факультета, доктору юридических наук, профессору Казанского федерального университета Ильдару Тарханову. Двадцать три года, с 1992 по 2015, Ильдар Абдулхакович работал деканом Юридического факультета Казанского университета.
Ильдар Тарханов также рад учреждению Дня преподавателя высшей школы.
«Я удовлетворен тем, что руководство страны обратило особое внимание на такую категорию людей, как работники высшей школы. То, что учрежден такой праздник – это очень хорошо. Для меня звание учителя даже дороже, чем звание преподавателя. Когда выпускники говорят про меня "наш учитель" – это приятнее, чем когда обо мне рассказывают как о специалисте, который учил их различным отраслям права».
По мнению Ильдара Тарханова, если сравнивать старую школу и современные подходы, то нынешний учебный процесс и постановка научной работы стали избыточно регламентированными. Кроме того, труд работника высшей школы должен оплачиваться более достойно, убежден он.
«Вузы всегда отличались автономностью и способностью формировать тип выпускника, который пригоден для работы во всех условиях. Сейчас из выпускника стремятся сделать ремесленника, а для высшей школы, университета это непригодный статус, – обратил он внимание на проблемы высшей школы. – Выпускник должен знать глубину своей профессии, обладать фундаментальными знаниями, чтобы независимо от должности, на которую он придет, был готов заступить на любой вид работы. А излишние бюрократические элементы мешают творческому процессу».
По мнению доктора юридических наук, любой преподаватель высшей школы должен сочетать в себе не только черты профессионала в своем деле, но еще и уметь учить людей жизни, профессии и др.
«Я уже полвека работаю на юрфаке Казанского университета, практически вся моя жизнь связана с университетом», – рассказал он.
Директор Института международных отношений Казанского федерального университета, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Республике Татарстан Рамиль Хайрутдинов в этом году был отмечен Благодарственным письмом Минобрнауки России на Втором национальном форуме преподавателей истории. Награда была вручена министром Валерием Фальковым в рамках мероприятий Второго национального форума преподавателей истории.
День преподавателя высшей школы Рамиль Хайрутдинов считает содержательным по форме.
«Этот праздник появился очень своевременно. Несмотря на молодость, форма проведения Дня преподавателя высшей школы является очень символичной. 19 ноября – памятная дата, день рождения Михаила Ломоносова, который сочетал в себе качества выдающегося исследователя, теоретика, практика, человека, не чуждого междисциплинарного подхода. Абсолютно точно выражен смысл праздника, когда речь идет о сотрудниках университетов, институтов, академий, которые работают в высшем звене отечественного образования и воплощают в себе роль наставника, педагога, исследователя, ученого. Мы гордимся, что преподаватели Казанского университета достойно сочетают традиции императорской школы, выдающихся результатов советского периода и постсоветской России».
Рамиль Хайрутдинов отметил серьезные изменения, которые произошли в системе подготовки кадров в последние годы.
«Очень хотелось бы, чтобы результаты реформ привели к хорошему стабильному росту показателей. И чтобы педагог мог быть защищен, поддержан и получал удовольствие от своей работы», – пожелал директор ИМО КФУ.
По словам Рамиля Хайрутдинова, миссия преподавателя высшей школы очень ответственна:
«Необходимо увлечь студентов наукой, воспитывать, чтобы они получали не только знания и диплом, но и могли проникнуться будущей работой, полюбить ее со студенческой скамьи. В КФУ созданы хорошие условия, чтобы наши студенты на выпуске были специалистами с глубокими знаниями и четким пониманием того, к чему они стремятся и где могут реализоваться в современных условиях».