Полтора месяца прошло с момента внедрения в Казани проекта по обучению детей с аутизмом в школах с инклюзивным образованием, а инициаторы этого проекта уже подумывают о том, чтобы выйти с предложением к руководству города о создании специальной программы и условий для посещения детьми с аутистическим расстройством обычных детских садов.
Как сообщила сегодня на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» директор благотворительного фонда «В твою пользу» Дарина Табакова, пока это планы и если все будет идти хорошо, то они реализуемы. «Более точное принятие решения будет ближе к весне», - сказала она, заметив, что с проектом по обучению детей с аутизмом в школах с инклюзивным образованием они также начинали выступать весной.
«Чем раньше начать заниматься с такими детьми, оказывать им помощь, тем лучше. Дети, которые пошли в 1 класс в рамках пилотного проекта, сейчас, например, проходят то, что они могли сделать еще в садике, то есть приобрести определенные навыки, находясь там, если бы их туда брали», - добавила Дарина Табакова.
Учредитель общественной организации помощи детям-инвалидам с РАС «Просто другие» Анна Устиновская, мама ребенка с аутизмом, рассказала, что пыталась водить своего ребенка в обычный детский сад, 9 месяцев они там продержались, после чего ушли сами, потому что стало понятно, что в условиях обычного детсада совершенно нет места таким детям.
«Там нет индивидуального подхода. Хотя это очень хороший детский сад, у меня ходили туда старшие дети. Поэтому, если такая программа будет открыта и для детских садов – это, конечно, будет очень здорово. В далекой перспективе это снизило бы необходимость государства вкладываться в обучение этих детей в школе и в вузе, потому что необходимая помощь им бы оказывалась на раннем этапе (в детских садах - прим.ред.). Это были бы уже более адаптированные дети», - считает она.
Куратор ресурных классов по обучению детей с аутизмом Светлана Шимшек поддержала вышесказанное, заявив, что это сэкономило бы время для ресурсного педагога в школе, потому что неразвитые навыки эти дети развивали бы в детском саду и к школе они пришли бы подготовленные. Могли бы высиживать 40-минутные уроки.
В качестве тьюторов (помощников - прим. ред.) у детей с аутистическим расстройством в детских садах рассматривают педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, магистрантов и бакалавров–дефектологов Института психологии и образования КФУ. Главное, чтобы помощники обладали такими навыками, как терпимость и любовь к детям, умение корректировать нежелательное поведение ребенка с аутизмом, которое является главным препятствием к получению знаний и освоению новых навыков, дополнила Светлана Шимшек.
Оценивая же первые итоги (полтора месяца) работы пилотного проекта по обучению детей с аутизмом в пяти казанских школах с инклюзивным образованием, в которых тьюторами работают 11 магистрантов кафедры дефектологии и клинической психологии Института психологии и образования КФУ, участники пресс-конференции сказали, что он оказался вполне успешным.
В школах, в которых с сентября начали обучение дети с аутизмом, созданы ресурсные классы. В них имеется все необходимое по специфике заболевания ребенка. По сути это два класса, соединенные между собой, в одном проходит процесс обучения, а во втором расположена зона релаксации, где ребенок с аутизмом может отдохнуть. При проведении этой работы был учтен опыт работы коллег из Москвы и Воронежа.
По словам Дарины Табаковой, максимальная наполняемость каждого класса - это восемь человек. «В пяти школах, где реализуется этот проект, различное количество детей с аутизмом. Например, в школе №97 обучается четыре ребенка с аутистическим расстройством, а в школе №1 - семь», - рассказала она.
Светлана Шимшек в подробностях рассказала, как обучаются дети с аутизмом в школах с инклюзивным образованием. По ее словам, в течение учебного дня эти ребята находятся как в ресурсном классе, так и в регулярном классе с обычными детьми.
«Исходя из особенностей каждого ребенка, принимается решение, какие предметы он будет посещать в регулярном классе и какие – в ресурсном. Среди детей с аутистическим расстройством есть и те, кто посещает все уроки в регулярном классе. Они действительно занимаются, но рядом с ними, конечно же, постоянно находится тьютор. Но есть и дети, которые посещают только один или два урока в регулярном классе. Все остальное время они работают по адаптированной программе в ресурсном классе, которая составляется индивидуально на каждого ребенка», - сообщила Шимшек.
Несмотря на то, что у многих детей с аутизмом есть потребность минимизировать свои контакты с окружающими людьми, некоторые из них с большим удовольствием ходят в школу.
С.Шимшек также сообщила, что есть среди таких детей уникумы с необычными способностями, которым легко даются иностранные языки, математика, есть интерес к технике.
«На занятиях с такими детьми мы развиваем у них отсутствующие навыки. У многих зачастую не развит речевой навык, и они не говорят. Есть невербальные дети, которые общаются и работают с учителем по карточкам. Они выкладывают на планшете то, что они хотят, например, показывают им: «Я хочу рисовать». Также прививаются такие навыки как сотрудничество, игра, имитация, письмо, математика, чтение. Тесная работа ведется с родителями, учителями и администрацией школы», - рассказала она.
Дети с аутизмом обучаются по адаптированной программе, и начальная школа у некоторых может быть растянута. Если у обычного ребенка – это четыре года, то у детей с расстройством аутистического спектра она может быть продлена до шести лет. Но не факт, что в казанских школах будут это делать.
«После полутора месяцев работы в школах среди обычных детей мы видим, что эти дети с аутизмом обучаемы, у них есть желание и большое стремление учиться. Мы работаем над тем, чтобы в средней школе наши дети обучались без тьюторов, в будущем поступили в вузы и вели нормальный образ жизни», - подчеркнула Светлана Шимшек.
К слову, как отметили участники пресс-конференции, никаких нареканий со стороны родителей учащихся регулярных классов к тому, что рядом с их детьми обучаются необычные дети, не было.
Анна Устиновская в завершении добавила, что они, как организация, объединяющая родителей с детьми с аутизмом, заинтересованы в том, чтобы были открыты такие классы и дети пошли в обычные школы учиться. Потому что до нынешнего года таких возможностей не было. А дети с сохранным интеллектом были вынуждены учиться на дому либо в коррекционных школах для умственно отсталых детей. Разумеется, это не соответствовало потенциалу, который есть у этих детей.
«Несмотря на дефицит коммуникаций и нарушение социальной интеграции, самое главное, что необходимо для учебы, у этих детей есть - это способность к обучению и высокий интеллект», - заключила она.