В преддверии Международного женского дня 8 Марта заместитель директора по воспитательной и социальной работе, доцент кафедры аналитической химии Химического института им. А.М. Бутлерова Казанского федерального университета Анна Гедмина рассказала о том, какое воздействие на кожу оказывают различные инновационные косметологические средства с использованием биологически активных химических веществ.
«Научные технологии при производстве косметических продуктов стали использоваться более 100 лет назад, но не всегда они были удачными. Так, некоторые косметологические фирмы после открытия явления радиоактивности поспешили применить соли радия в качестве компонента пудры для придания свечения этому косметическому продукту», – сообщила Анна Гедмина.
Она успокоила, сказав, что сейчас современные косметологические средства с использованием биологически активных химических веществ тщательно тестируются и проходят сертификацию.
«Кроме того, многие вещества, которые используются при производстве компонентов инъекционной косметологии, ранее применялись в медицинских целях, – добавила химик. – Это такие широко известные средства, как гиалуроновая кислота, ботулотоксин и ПДРН».
Эксперт пояснила, что за аббревиатурой ПДРН скрываются полидезоксирибонуклеотиды (или полинуклеотиды), восстанавливающие ДНК, которая повреждается в результате возрастных изменений, влияния УФ-излучения, активных форм кислорода или свободных радикалов. Результатом этих процессов является окислительный стресс ДНК.
«Объектом воздействия ПДРН является главная клетка дермы – фибробласт, которую можно назвать фабрикой по производству коллагена и эластина, отвечающих за упругость и эластичность кожи. Попасть в дерму можно только с помощью инъекции», – проинформировала Анна.
Полинуклеотиды добываются из молок лососевых рыб, они схожи с ДНК лейкоцитов человека и совершенно безопасны. Эти вещества используются в восстановительной медицине.
«ПДРН способны замещать поврежденные пуриновые и пиримидиновые азотистые основания ДНК. Когда эти полинуклеотиды попадают в фибробласты, они стимулируют утилизацию окисленных, "ненужных" участков ДНК и активизацию роста молодых клеток. В результате кожа омолаживается, – объяснила Анна Владимировна. – Но ПДРН – это не биоревитализация. Биоревитализанты, такие как гиалуроновая кислота, хоть и инъектируются в дерму, но область их действия – межклеточное пространство, а основная функция – увлажнение и заполнение утерянного объема. ПДРН работают на клеточном уровне».
По словам доцента кафедры аналитической химии, альтернативой инъекционной косметологии может быть химический пилинг.
«Наилучшее время для таких пилингов – зима, но это не значит, что не существует кислот для пилинга, которые можно использовать в весеннее, и даже в летнее время, – поделилась Анна Гедмина и предупредила. – Весной лучше не использовать ретиноловые пилинги, в составе которых производные витамина А, или кератолитические пилинги, содержащие трихлоруксусную кислоту, резорцин. А вот полигидроксикислоты – глюконовая, фитиновая (на этикетке мы можем их идентифицировать как аббревиатура PHA), являются весьма эффективными в любое время года. Результатом воздействия PHA является регенерация и увлажнение эпидермиса».